Теории и методы социальной работы - Социальная работа и проблемы сексуальных меньшинств

Социальная работа и проблемы сексуальных меньшинств

Проблемы с которыми сталкивается сексуальные меньшинства   связаны   с   давлением   общества,   с   концептами   гомофобии,   с особенностями   жизненных   стрессов,   кризисами   существования семейных пар и психосексуальными расстройствами.

Парадигма жизненных стрессов достаточна широка и она не имеет характерных тенденций для данной группы. Однако можно обозначить такие кризисы как осознание своей сексуальной ориентации, взаимоотношение с друзьями и родителями, общественными группами. Американский психиатр и сексолог Б. Морз, исследуя проблемы женской гомосексуальности, выделяет такой стрессогенный фактор, как работа. Самостоятельность, экономическая свобода, желание совершенствоваться в профессии, продвигаться по служебной лестнице заставляет женщину отказываться от ряда отношений. Б. Морз, на примере своей пациентке показывает, что у такой женщины на определенном этапе жизни гетеросексуальные контакты, приводящие к эмоциональной близости, а затем к браку и семье, вызывают специфические страхи, связанные с невозможностью продолжить профессиональную самореализацию. А это приводит к гомосексуальным контактам и вызывает специфические проблемы с социо ролевой идентификацией, взаимоотношениями сексуальными партнерами, кризисными ожиданиями.1

Не менее сложна проблема гомосексуальных пар. Ролевая идентификация таких пар не может строиться по аналогии гетеросексуальных семей. Поэтому кризисы совместного проживания и экономические, психологические, коммуникативные проблемы определяют специфическое проблемное поле. Кризисные ситуации часто не имеют аналогов, а у самих партнеров нет образцов и опыта их разрешения, что усложняет выход из создавшейся ситуации. Поэтому важной частью практики социальной работы является оказание помощи клиентам в период такого кризиса.

Морз Б. Лесбиянки. М., 1993.

Психосексуальные проблемы связаны не только с различными парафилиями такими как транссексуализмом, желанием быть лицом противоположенного пола, однако, и сексуальными специфическими нарушениями. К нему можно отнести эгодистони-ческий гомосексуализм, он свойственен людям, для которых гомосексуальное поведение связано с тревогой и чувством вины.

Фактор семьи

Понятие семья происходит от латинского слова – fames голод. В ее основе лежат функции защиты и удовлетворение витальных потребностей человека, она же является первичной защитной средой индивида. Однако семья может стать фактором деприваций и жизненных кризисов. Так внутрисемейные конфликты между родителями могут вызывать у детей специфическое реагирование, провоцировать самоубийство и суицидальные попытки. Естественное разделение семьи на поколения может приводить к различным типам насилия. Агрессия взрослых, как показывают зарубежные исследования, все более возрастает в современном обществе, число детей убитых своими родителями в десять раз больше, чем число убит ых сексуальными преступниками.1

Воспитательные возможности современной российской семьи усложнены социально-экономическим кризисом. Неустойчивое материальное положение, риски связанные с безработицей, увеличение бытовых нагрузок влияет на степень удовлетворенности браком. Неблагоприятный социально-психологический климат отражается  на  отношениях  между  детьми  и  родителями,  что ве-

Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как терапевт. М., 1994. С. 49.

дет к осложнению их социализации. Согласно исследованиям среди подростков, проживающих с родителями только 11% хотели быт похожими на свою мать, 8% - на отца, 2% - на обоих ро-дителей.1

В 90-х годах наметилась тенденция роста социально-неблагополучных семей. В Москве на 1.01.1995 года на учете состояло 6,4 тысячи семей группы риска, где родители злоупотребляли алкоголем, вели антиобщественный образ жизни, не занимались воспитанием своих детей. В 1994 году только в г. Москве родительских прав были лишены 417 семей.2

Помимо объективных социально-экономических условий, есть и субъективные связанные с проблемами семейных отношений в системе родители-дети: неспособность родителей выполнять родительские функции, повышенная агрессивность, не умение выслушивать и интересоваться проблемами ребенка и т.п. Для каждого периода развития семьи характерны определенные функции для родителей и их детей. Практика социальной работы показывает, что непонимание и неприятие этих функций на разных стадиях оформления семейных отношений осложняет социальное функционирование индивидов. Другой полюс проблем -это брачно-семейные отношения между родителями, которые также могут провоцировать различный спектр проблем, осложняющих жизненные стратегии как детей так и брачных партнеров.