Тип директивно-разрешающих отношений
- связан с реализаций границ самоконтроля ребенка, ограничение и вседозволенность приводят и в том и другом случае к невозможности позитивной оценки своего «Я», осознание ограничений как в восхищении, так и в разрешенности.
• Клиническая картина - наличие истерических при
падков, конфликтов, обид, фобии: страх одиночества, тем
ноты, страх смерти.
Симбиотический тип внутрисемейных отношений - гиперопека родителей, полное решение проблем ребенка, приводит к внутреннему конфликту, когда внешнее окружение оценивается как позитивное, а неспособность в самореализации оценивается как неполноценность.
• Клиническая картина - навязчивые движения: кусание и
облизывание губ, движение головой, плечами, нарушение сна,
тики, страхи и кошмарные сновидения.
Напряженный тип внутрисемейных отношений - ранний конфликт между матерью и ребенком, область родительских запретов включает от права на существование до свободы действий, негативная оценка любого проявления ребенка.
Клиническая картина - эмоциональные нарушения, капризность, боязливость, сочетание пассивности, с заторможенностью и раздражительностью, проявление системных нарушений в виде энуреза.1
Семья как фактор напряжения в процессе социализации
Семья согласно концепции С. Роудз проходит семь стадий своего развития от стадии формирования интимной близости ме-
Армандо Р., Веселкова Е. Вот Я. Новосибирск 1998. С. 33-50.
жду супругами до стадии взаимной поддержки между поколениями.
Сложнейшая стадия семейных отношений протекает в период, когда семья с детьми - подростками. В этот период происходит перенос центра социализации из семьи в группы ровесников, наблюдается тенденции ослабления эмоциональных контактов с родителям, важную роль для подростков начинает играть внешний вид, атрибуты и формы поведения молодежной субкультуры.
Как считает Х. Ремшмит среди причин конфликтов с родителями можно выделить следующие:
• Отсутствие четких этапов перехода от детской зависимости к взрослой независимости;
• Различие опыта детей и взрослых, особенно в период взросления;
• Психологические (установки и представления) и социальные (контролирующая роль взрослых) различия между родителями и детьми;
Перегрузки и напряжения как результат социальных и культурных перемен.1
Наиболее распространенная форма конфликта - это побег молодых людей из дома.
Период перегруппировки, когда взрослые дети покидают родительский дом, создают свои семьи, имеет свои сложности в отношениях между детьми и родителями. Как считает Б.Шапиро, исходя из своих оценок семейной жизни, часто советы и вмешательство родителей в выборе брачного партнера, провоцируют конфликты между поколением «отцов и детей». Позиция доми-
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994. С. 146.
нирования и покровительства не способствует развитию диалога, а ведет к деструктивным проявлениям.1
На стадии взаимной поддержки возникают конфликты, когда родители-пенсионеры необходима поддержка детей. Конфликты, существующие между поколением родителей и прародителей, чаше всего, согласно В. Сатир, происходят из-за того, что не выработан единый взгляд на круг семейных проблем в их новых ролевых статусах. Уважительно относиться к жизни всех членов семей, радоваться успехам друг друга, совместно преодолевать трудности – такова стратегия преодоления основных межпоколенных конфликтов.2 На основе психологической теории личности Э. Эриксона, стадий развития семьи С. Роудз, в таблице представлены типичные конфликты соответствующие жизненным и семейным кризисам.
Шапиро Б.Ю. От знакомства к браку. М., 1990. С. 61. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992. С. 158.
Типология семьи |
Родительские функции |
Потребности и задачи в период жизненного цикла |
Семья, ждущая ребенка и семья с младенцем |
Подготовка к роли отца и матери; адаптация к новой жизни, связанной с появлением ребенка; забота о потребностях ребенка, распределение обязан-ностей по дому и уходу за ребенком; |
Основное – формирование доверия; восприятие мира и семьи ребенком как безопасное место, где есть забота и участие. |
Семья с ребенком дошкольного возраста |
Развитие интересов и потребностей ребенка; при-вы-кание к возросшим, с появлени-ем ребенка, материальным затратам; поддержка сексуаль-ных отношений супругами; развитие отношений с родите-лями; формирование семейных традиций; |
Достижение автономии, развитие локомоторных навыков, исследование предметов, формирование отношений к родителям типа «Я сам», формирование инициати-вы- чувства вины. |
Семья школьника |
Воспитывать интерес к научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; забота о развитии супружеских отношений. |
Интеллектуальная и социальная стимуляция, социальное включение ребенка, развитие чувства трудолюбия, ком-петен-тности, усердие – неполноценность. |
Семья с ребенком старшего школьного возраста |
Передача ответственности и свободы действия ребенку по мере взросления и развития, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи, воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, принятие ин-дивидуаль-ности ребенка. |
Достижения, частичное отдаление от родителей, эго- идентичность, новые пути оценки мира и отношения к нему, «диффузия идеалов». |
Семья с взрослыми детьми, входящими в мир |
Отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти, создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка, подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки. |
Возможности в са-мореали-зации, в выполнении взрослых ролей, интимность – изоляция, любовь как способность вверять себя другогому человеку, уважение, ответственность. |
Семья среднего возраста, «пустое гнездо». |
Обновление супружеских отноше-ний, приспособление к возрастным физиологическим изменениям, укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями. |
Расширение возможностей для саморазвития в жизненных ролях, произво-дительность – стагнация, продуктивность – инерт-ность. |
Постарев- |
Изменение дома в соответст- |
Возможности для |
шая семья |
вии с потребностями пожилых людей, воспитание готовности по мере уменьшения сил принять помощь других, приспособление к жизни на пенсии, осознание собственного отношения к смерти. |
само-развитии в роли пожилого человека, целостность –отчаяние. |