Теории и методы социальной работы - Тип директивно-разрешающих отношений

Тип директивно-разрешающих отношений

- связан с реализаций границ самоконтроля ребенка, ограничение и вседозволенность приводят и в том и другом случае к невозможности позитивной оценки своего «Я», осознание ограничений как в восхищении, так и в разрешенности.

•       Клиническая картина - наличие истерических при
падков, конфликтов, обид, фобии: страх одиночества, тем
ноты, страх смерти.

Симбиотический тип внутрисемейных отношений - гиперопека родителей, полное решение проблем ребенка, приводит к внутреннему конфликту, когда внешнее окружение оценивается как позитивное, а неспособность в самореализации оценивается как неполноценность.

•      Клиническая картина - навязчивые движения: кусание и
облизывание губ, движение головой, плечами, нарушение сна,
тики, страхи и кошмарные сновидения.

Напряженный тип внутрисемейных отношений - ранний конфликт между матерью и ребенком, область родительских запретов включает от права на существование до свободы действий, негативная оценка любого проявления ребенка.

Клиническая картина - эмоциональные нарушения, капризность, боязливость, сочетание пассивности, с заторможенностью и раздражительностью, проявление системных нарушений в виде энуреза.1

Семья как фактор напряжения в процессе социализации

Семья согласно концепции С. Роудз проходит семь стадий своего развития от стадии формирования интимной близости ме-

Армандо Р., Веселкова Е. Вот Я. Новосибирск 1998. С. 33-50.

жду супругами до стадии взаимной поддержки между поколениями.

Сложнейшая стадия семейных отношений протекает в период, когда семья с детьми - подростками. В этот период происходит перенос центра социализации из семьи в группы ровесников, наблюдается тенденции ослабления эмоциональных контактов с родителям, важную роль для подростков начинает играть внешний вид, атрибуты и формы поведения молодежной субкультуры.

Как считает Х. Ремшмит среди причин конфликтов с родителями можно выделить следующие:

•                           Отсутствие четких этапов перехода от детской зависимости к взрослой независимости;

•                           Различие опыта детей и взрослых, особенно в период взросления;

•                           Психологические (установки и представления) и социальные (контролирующая роль взрослых) различия между родителями и детьми;

Перегрузки и напряжения как результат социальных и культурных перемен.1

Наиболее распространенная форма конфликта - это побег молодых людей из дома.

Период перегруппировки, когда взрослые дети покидают родительский дом, создают свои семьи, имеет свои сложности в отношениях между детьми и родителями. Как считает Б.Шапиро, исходя из своих оценок семейной жизни, часто советы и вмешательство родителей в выборе брачного партнера, провоцируют конфликты между поколением «отцов и детей». Позиция доми-

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994. С. 146.

нирования и покровительства не способствует развитию диалога, а ведет к деструктивным проявлениям.1

На стадии взаимной поддержки возникают конфликты, когда родители-пенсионеры необходима поддержка детей. Конфликты, существующие между поколением родителей и прародителей, чаше всего, согласно В. Сатир, происходят из-за того, что не выработан единый взгляд на круг семейных проблем в их новых ролевых статусах. Уважительно относиться к жизни всех членов семей, радоваться успехам друг друга, совместно преодолевать трудности – такова стратегия преодоления основных межпоколенных конфликтов.2 На основе психологической теории личности Э. Эриксона, стадий развития семьи С. Роудз, в таблице представлены типичные конфликты соответствующие жизненным и семейным кризисам.

Шапиро Б.Ю. От знакомства к браку. М., 1990. С. 61. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992. С. 158.

Типология      семьи

Родительские функции

Потребности и задачи в период жизненного цикла

Семья, ждущая ребенка   и   семья  с младенцем

Подготовка   к   роли   отца и матери; адаптация к новой жизни,   связанной   с   появлением   ребенка;   забота   о   потребностях ребенка, распределение      обязан-ностей      по дому и уходу за ребенком;

Основное – формирование доверия; восприятие мира и семьи ребенком как безопасное место, где есть забота и участие.

Семья   с   ребенком     дошкольного возраста

Развитие       интересов        и потребностей   ребенка;   при-вы-кание     к     возросшим,     с появлени-ем   ребенка,   материальным       затратам;       поддержка    сексуаль-ных    отношений   супругами;   развитие отношений    с    родите-лями; формирование             семейных традиций;

Достижение автономии, развитие локомоторных навыков, исследование предметов, формирование отношений к родителям типа «Я сам», формирование инициати-вы- чувства вины.

Семья      школьника

Воспитывать     интерес     к научным       и      практическим знаниям;     поддержка     увлечений ребенка; забота о развитии      супружеских      отношений.

Интеллектуальная и социальная стимуляция, социальное включение ребенка, развитие чувства трудолюбия, ком-петен-тности, усердие – неполноценность.

Семья   с   ребенком          старшего   школьного возраста

Передача   ответственности   и свободы     действия     ребенку     по мере      взросления      и      развития, распределение     обязанностей     и разделение                ответственности между  членами  семьи,  воспитание  взрослеющих  детей  на  достойных   образцах,   принятие   ин-дивидуаль-ности ребенка.

Достижения, частичное отдаление от родителей, эго- идентичность, новые пути оценки мира и отношения к нему, «диффузия идеалов».

Семья                с взрослыми детьми,     входящими в мир

Отрыв   от   взрослеющего   ребенка,     способность     отказаться от     прежней      власти,      создание благожелательной         обстановки для  новых  членов  семьи,  создание  хороших  отношений  между собственной     семьей     и     семьей взрослого ребенка, подготовка к выполнению     роли     бабушки     и дедушки.

Возможности в са-мореали-зации, в выполнении взрослых ролей, интимность – изоляция, любовь как способность вверять себя другогому человеку, уважение, ответственность.

Семья среднего         возраста,      «пустое гнездо».

Обновление             супружеских отноше-ний,    приспособление    к возрастным          физиологическим изменениям,     укрепление     взаимоотношений с родственниками и друзьями.

Расширение возможностей для саморазвития в жизненных ролях, произво-дительность – стагнация, продуктивность – инерт-ность.

Постарев-

Изменение дома в соответст-

Возможности            для

шая семья

вии   с    потребностями    пожилых людей,     воспитание    готовности по    мере    уменьшения    сил    принять     помощь     других,     приспособление    к    жизни    на    пенсии, осознание     собственного     отношения к смерти.

само-развитии      в      роли пожилого   человека,   целостность –отчаяние.