Традиционализм
Этническая самоидентификация может вызывать к жизни определенные групповые установки, когда дискриминация другой группы позволяет снимать чувство «ненадежности или подчиненного положения». Улучшение групповой самооценки осуществляется на основе принципа «мы лучше - чем они». Такая тенденция выражается в оценке другой культуры на основе традиционных для данной культуры символах, ценностях и стереотипах.
Согласно подходам Ашмора и Дельбока в современном обществе произошли изменения в этнической предубежденности, тем не менее она остается и принимает новые формы существования:
• Расизм низших слоев общества - «воспринимаемая расовая угроза», основанный на страхе потерять доминирующее положение этнического большинства;
• «Символический расизм жителей пригородов» - допускают возможность интеграции, но препятствуют этническому меньшинству в продвижении в социальной иерархии;
• «Антирасизм по расчету» - система взглядов высших слоев общества, которые способны оказывать протекции людям иной расы, если это повышает их самооценку и оценку окружающих. 1
Конкуренция на рынке труда
Конкуренция на рынке труда предъявляет определенные требования для работающих. Социокультурные теории рассматривают дискриминацию как последствие рынка труда, где этниче-
Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990. С. 139
ское большинство стремиться сохранить сове политическое влияние и упрочить экономические позиции. Именно экономические отношения вызывали к жизни различные формы эксплуатации и расизма. Так Р. Блаунер разработал теорию расового угнетения, где экономическому и политическому господству уделяется главная роль. В основе его концепции лежат следующие принципы колониальных отношений:
• Принудительное навязывание туземцам господствующей культуры;
• Попытки господствующей культуры изменить и контролировать туземную культуру;
• Политическое господство;
• Экономическая эксплуатация;
• Идеология, оправдывающая власть господствующей группы.1