Теории и методы социальной работы - Традиционный подход

Традиционный подход

Традиционный подход связан с целями социальной работы, а также с восприятием человека и человеческих проблем. К традиционным целям социальной работы относят: помощь людям по формированию самостоятельности в решении своих проблем, развитие источников поддержки, совершенствование социальной политики государства и т.д. Человек в практике социальной работы рассматривается в аспектах идентичности-различия:

•     похож на всех других людей;

•     любит других людей;

•     похож на многих из них;

•     не похож ни на кого другого;

•     безразличен ко всем другим.

Люди, обратившиеся за помощью по вопросам личной жизни, различных типов взаимоотношений, считаются клиентами социальной работы, так как пользуются услугами социальных учреждений.

Система клиентуры

Под «системой клиентуры» А. Пинкус и А. Минахан понимают все многообразие обращений различных людей за помощью. Эта система включает индивидов, группы, семьи, организации, общины, обращающиеся за помощью и пользующиеся услугами проводника перемен. Важнейшим системным признаком клиентуры является проводник перемен и соглашение, контракт, установленный между проводником перемен и системой клиентуры.

Проводник перемен – тот социальный работник, который работает с конкретным человеком и добивается перемен, изменений в его сознании, психологии, поведении и отношении к окружающему миру. Деятельность проводника перемен не может иметь только индивидуальную направленность, он может работать и с группой, и с общиной, и с организацией. А так же работать в «команде» с представителями других помогающих профессий.

Контракт – рабочее соглашение между сторонами относительно совместных усилий по обеспечению перемен.

Такой подход отражает динамический подход к проблемам клиента, где главный акцент устанавливается на процесс изменения и взаимодействия.

Важным подходом к субъекту, имеющему особые нужды, является тот факт, что авторы рассматривают его как систему идущую на контакт и систему оказывающую сопротивление. В первом случае – это система клиентуры, во втором – система мишеней.

Система клиентуры – это субъекты, которые обратились к социальному работнику с просьбой о помощи в решении их проблем и оформили контракт (устное соглашение) о сотрудничестве. С точки зрения авторов, социальный работник заключивший контракт с клиентами, не только уважает их гражданские права, но и организует процесс взаимодействия как процесс сотрудничества и партнерства.

Система мишеней – субъекты, на которых направлено воздействие. Система мишеней имеет более сложную структуру организации, и она не связана только с субъектами, изменений которых желают родственники и близкие люди. Субъектом, требующего вмешательства может выступать и организация, община

и отдельный институт, мешающий функционированию других субъектов и групп.

«Система целей» и «система клиентов» составляют диалектическое единство, где одна система просит изменение на основе контракта, а другой требуется изменение на основе потребностей референтных групп. «Система целей» может становиться «системой клиента», в том случае если она стремиться реализовывать свои потребности в изменении, прося о помощи и поддержки.

Диалектика единства данных систем проявляется и в том, что для них характерны силы сопротивления и силы побуждения по обеспечению перемен. Силы сопротивления характерные для данных систем: нежелание принимать чью-либо помощь; страх потери собственных позиций; неверие в то, что перемены возможны; нежелание тратить время; препятствие к сотрудничеству; неуверенность. Силы побуждения: желание получить помощь; готовность добиваться положения и ресурсов; вера в достижимость перемен; преодоление дискомфорта; реакция на угрозу ограничения статус-кво; альтруизм.

Таким образом, системный подход позволяет подойти к проблемам клиента на основе общности проблем, а не способу его субъектной организации, вот почему объединяются необъедини-мые объекты, отдельные индивиды и группы, институты и территориальные сообщества. Такой подход, по мнению авторов, позволяет эффективно внедрят ценности и знания социальной работы, преодолевать этические неопределенности и ценностные противоречия практики социальной работы.1

Таким образом, терапевтический процесс в социальной работе накладывает свои ограничения на поддержку клиента, с другой

1 Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы. М., «Союз», 1993.

стороны он значительно шире, чем в других помогающих профессиях. Терапевтический процесс не ограничивается только методами взаимодействия, а он включает в себя различные виды интервенций: информационные, экономические, правовые, медицинские, воспитательные, анимационные и другие. В социальной работе более разнообразен спектр помогающего континуума, он значительно шире взаимоотношений между терапевтом и клиентом. Можно отметить большой класс агентств, профиль которых связан с достаточно широким спектром институциональных функций: адаптаций и реадаптацией, социализацией и коррекцией, защитой и распределением. Типология клиента в социальной работе имеет постоянную динамику, обусловленную социо экономическими и психо социальным факторами, и она не связана только с запросами субъекта. Клиентом в социальной работе могут выступать индивид, семья и группа, сообщество в целом. Таким образом, особенность подходов к клиенту в социальной работе можно свести к:

•     Психо -социальной обусловленности проблем;

•     Многофункциональности интервенций;

•     Разнообразию помогающего континуума;

•     Полисубъектности паттерна клиента.