Баннер

Поиск по сайту

Loading

Христианство

идею судьбы осмысляет в качественно иных концептах. Человеческое бытие определяет не пространство полиса, как мы это видели в античной цивилизации, а мир церкви, где «христианин в Церкви Христа живет в благодати Христа»1. «Культура стыда», сменяется «Культурой вины», где на первый план выходит внутренняя система ценностей и оценка альтруистического поведения, «суд совести». Судьба как концепт человеческой жизендеятельности, входит в пространство высшего блага на ряду с провидением, милосердием, спасением и другими явлениями провиденциального порядка. Отсюда идея судьбы в христианских подходах осмысляется как идея спасения души.2 «Событие» тождественно « со-бытию» и пассивная личность, социально ущербная, в этой связи имеет свой концепт существования, оправдания и защиты. Со-бытие богатых и бедных, обусловлено их предназначением друг для друга. Мифологема социального мира обосновывает существование помогающего и нуж-дающего субъекта исходя из их со-бытийности. Бедные существуют для богатых для того, чтобы богатые могли искупить свои грехи, богатые же нужны бедным, чтобы те могли кормиться возле них. И те и другие являются защитниками друг друга перед ликом Бога, и те и другие во взаимослужении друг другу достойны спасения, эти аксиоматические принципы становятся основой концепции милосердия.

Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье. 1997, С.22.

Неретина С.С. Понятие судьбы в пространстве высшего блага /Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

Христианская парадигма поддержки и взаимопомощи вырабатывает определенные «правила спасения», определяет, что необходимо делать, а что нет. Эти концепты милосердного поведения становятся основанием акций и поступков человека – помогающего. Правила и принципы милосердия определяются через серию поступков и деяний, которые могут быть направлены на различные нужды субъекта, выделяя при этом два уровня помощи: милости духовные и милости телесные. К милостям телесным относили: « питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого, или имеющего недостаток в приличной одежде, посетить находящегося в темнице, посещать больных, странника в дом принять и успокоить, погребать умерших в убожестве.» Духовные милости - «увещевание» обратить грешника от заблуждений, научить истине и добру нуждающихся, подать ближнему добрый совет, молиться за него Богу, утешить печального, не воздавать за зло, от сердца прощать обиды.1

Паттерн помогающего субъекта распространялся от добропорядочного христианина ремесленника до богатого сюзерена. Их помощь человеку - нуждающемуся была спонтанна и аффективна, и она не была связана с выяснением истинных мотивов просящих подаяние. Однако институт монашества, основной помогающий – субъект, имел свою идеологию поддержки. Культура практического милосердия, культ труда, «святая простата», образованность, как основополагающая добродетель – являлись главными слагаемыми социального христианского служения. Социальное христианское служение предполагало на практике осуществлять заповеди Христа о милосердии, оно выдвигало определенные    нормированные    требования    к    действиям    и    поступкам

1 Библейская энциклопедия. - Книга 1: М., 1891.-С.474.

священников,  устанавливало  исходные  ценностные  позиции  помогающего субъекта.

В актах христианского милосердия впервые ставится знак равенства не только между бытием человека и его не бытием, богатством и бедностью, но самое главное намечается отход от «коллективной ментальности»1, что породило формы индивидуальной защиты и поддержки. Осознание собственного «я», развитие самосознания и индивидуальности заложило в «культуре вины» иные парадигмы помощи и поддержки, которые находят свое отражение в парадигме «солидарности».

Философские основание парадигмы «солидарности» актуализируют концепты бедности, и выдвигают новую идею, идею свободы прав человека. Причем бедность, в отличие от христианского концепта, рассматривается не как «благо», а как несправедливость, проявление права сильного, над слабым. Однако такое со- бытиѐ субъектов противоречило идеалам социального устройства, основанного не на божественном провиденциализме, а на принципах свободы, равенства, братства. Философия милосердия, уступает место философии альтруизма, где конечная цель морального действия является благо других людей.2 Концепт судьбы и справедливости в контексте проблем бедности осмысляется не с фатальных оснований, а с позицией естественных прав человека, когда индивидуальные права на жизнь и свободу являются главными мотивами помощи и поддержки индивиду. Концепции естественных прав человека, их обоснование и определение первоначально связывают с идеями экономической по-1 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992., Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990;

2 Юнгхолм Свен-Эрик Гуманистические ценности социальной работы. М., 1995.

мощи и солидарности, что находит отражение в деятельности благотворительных организаций. Именно здесь Человек – помогающий начинает осуществлять свою деятельность не на основе импульса или аффекта, а на основе рациональных принципах общественного блага и социальной полезности. Забота о человеке – нуждающимся выдвигает определенные требования связанные с философией деятельности, включающую в себя не только умения и навыки, но устанавливающая принципы взаимодействия. Принципы взаимодействия человека – помогающего с человеком – нуждающимся не могут уложиться в христианские каноны милостей духовных и телесных. Ибо даже пассивный субъект, «обделенной судьбой», имеет актуализированное – Я, осложненное ценностными мифами классовой и групповой принадлежности, идентифицирует свою ситуацию в контексте социальных прав, свобод и гарантий. В идеологии поддержки событие отождествляется с ситуацией, оно не несет в себе тот драматизм отношений, который у античного человека было связано с роком, а в христианстве с провидением. Событие – ситуация отражает характер индивидуальной или социальной детерминированности, оно перманентно, а следовательно человек – помогающий имеет возможность не только познавать «судьбу» отдельного человека, но и облегчая страдания, изменить сложившийся жизненный сценарий. Концепция философии развития, та новая мифология человека – помогающего, сформировавшаяся в практике добровольных помощников.

Однако бедность, и его крайняя форма «пауперизм», подтолкнули в качестве субъекта помощи выступить не только добровольных помощников, но и государство. Оно стоит перед необходимостью    не    только    выступать    в    качестве    помогающего

субъекта, но и обосновывать доктрину коллективной заботы и ответственности перед человеком - нуждающимся. Исходя из концептов той политической системы, которая исторически обусловлена развитием данного общества, либеральные, репрессивные, социалистические, социал-демократические, капиталистические системы по - своему определяют концепты социальной справедливости, законности, гражданские и политические права человека. Социальная политика как стратегия реализации прав человека становится, концептом определяющим не только судьбу отдельного человека, но и основанием альтруистического поведения помогающего субъекта, которым начинает выступает профессионал. Профессионал, новый паттерн человека – помогающего, осуществляют свою миссию в контексте коллективных действий и индивидуальных акций. Ценности профессии и требования общества, являются тем диалектическим противоречием, где формируются новые принципы альтруистического поведения человека – помогающего.




Содержание статьи
  1. Теории и методы социальной работы
  2. Понятие «социальная работа»
  3. Социальная работа и социальная педагогика
  4. Социальная работа – социоисторическая реконструкция процесса
  5. Социальная педагогика в логике социокультурных процессов
  6. Социальный процесс воспитания
  7. Принципы конвергенции социальной работы и социальной педагогики
  8. Проблема инфатицида, узаконенного убийства детей
  9. РАЗДЕЛ 1. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  10. Оформление теории социальной работы до 1920 года
  11. Теоретические подходы к теории социальной работы в 1921-1930 годах
  12. Функциональная школа
  13. Оформление теории социальной работы в 1930-1945 годах
  14. Теория социальной работы в 1945-1960 годах
  15. Теория социальной работы в 1961- 1970 годах
  16. США
  17. Теоретические проблемы социальной работы в 1970 – 1990 годах
  18. Германия
  19. Швеция
  20. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
  21. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
  22. Выбрать правильный ответ
  23. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
  24. РАЗДЕЛ 2. ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  25. Парадигмы философии социальной работы
  26. Философия позитивизма
  27. Философия профессионализма
  28. Философские ценности социальной работы
  29. Человек в концепциях социальной работы
  30. Человек-нуждающийся – антропологические традиции и эмпирические основания социальной работы
  31. Человек как природное явление
  32. Человек как психосоматическое существо
  33. Человек как Animal sociale
  34. Человек  –  помогающий  философские  основания  альтруисти ческого поведения
  35. В античности
  36. Христианство
  37. Парадигма «глобальной солидарности»
  38. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
  39. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
  40. Выбрать правильный ответ
  41. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
  42. РАЗДЕЛ   3.   Социальная   работа   в   системе   междисципли нарных связей
  43. Теории для социальной работ ы
  44. Социология радикального обмена
  45. Психологические теории
  46. Методология познавательного процесса в теории социальной работы
  47. Социогенз развития теоретических моделей социальной работы
  48. Общие принципы социальной работы
  49. Пути познания в теории социальной работы
  50. Дедуктивный путь познания
  51. Индуктивно-эмпирический метод познания
  52. Психосоциальный диагноз
  53. Вопросы для самоконтроля
  54. ЛИТЕРТАТУРА
  55. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
  56. Выбрать правильный ответ
  57. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
  58. Психологические подходы к клиенту
  59. Психодинамический     подход к личности клиента
  60. Гуманистические подходы к клиенту
  61. Подходы к личности клиента в социальной работе
  62. Биопсихосоциальный подход
  63. Структура и функционирование индивидуальности
  64. Социальные роли и социальный статус
  65. Ролевой подход
  66. Социальный работник и его референтные группы
  67. Самооценка клиента
  68. Системный подход
  69. Традиционный подход
  70. Социоморфология проблемного поля клиентов
  71. Сексизм
  72. Социально – биологические детерминанты сексизма
  73. Сексизм и культура
  74. Сексизм и общество
  75. Этноцентризм
  76. СИТУАТИВНЫЙ ФАКТОР
  77. Модели энкультурации
  78. Модели социализации
  79. Этническая агрессия и предрассудки
  80. Этнические проекции
  81. Традиционализм
  82. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ФАКТОР
  83. Фактор пола
  84. Мужчины
  85. ЖЕНЩИНЫ
  86. Феминистские теории
  87. Психолого-антропологический подход
  88. Психологические теории поло/ролевой идентичности
  89. Социологические концепции социальных стереотипов
  90. Женщина – клиент
  91. Фактор возраста
  92. Социально - геронтологические концепции старения
  93. Эпигенетическая теория
  94. Клиент – пожилой человек
  95. Фактор здоровья
  96. Фактор сексуальности
  97. Генезис гомосексуализма
  98. Общественная мифология и гомосексуализм
  99. Социальная работа и проблемы сексуальных меньшинств
  100. Семья как фактор детских невротических расстройств
  101. Исполнительный тип семейных отношений
  102. Тип директивно-разрешающих отношений
  103. СОЦИО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР
  104. Причины алкоголизма
  105. Наркомания
  106. Преступность
  107. Психологические теории девиации
  108. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
  109. ЛИТЕРАТУРА
  110. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
  111. Выбрать правильный ответ
  112. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
  113. РАЗДЕЛ 5. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  114. Метод индивидуальной социальной работы
  115. Основные модели индивидуальной работы со случаем Социальная индивидуальная работа
  116. Функциональная индивидуальная работа
  117. РАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕТОД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  118. Методы социальной работы с группой
  119. Модели социальной групповой работы
  120. Стадии развития групповой работы
  121. Основные виды социальной групповой работы
  122. Социальная работа в микросоциальной среде
  123. Роли социального работника
  124. Практика социальной работы с различными группами на селения
  125. Социальная работа и этноцентризм
  126. Стратегия полномочий
  127. Социальная работа и люди позднего возраста
  128. Социальная работа с семьей
  129. Семейная терапия В. Сатир
  130. Структурная семейная терапия С. Минухина
  131. Системная терапия М. Боуена
  132. Социальная работа с наркозависимыми клиентами
  133. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
  134. ЛИТЕРАТУРА
  135. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
  136. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Последние заказы

Заказать работу

Stop
Play
  • 03.05.2014 - Реферат Проблемы управления социальными процессами на микро- и макро- уровнях...
  • 02.05.2014 - Курсовая работа Использование технических средств в следственной практике...
  • 29.04.2014 - Реферат Средства физической культуры при сколиозе...
  • 30.04.2011 - Курсовая работа Массовые беспорядки...
  • 09.10.2013 - Курсовая работа "Перевод безэквивалентной лексики"...
  • 03.10.2013 - Курсовая работа "Перевод французской научно-технической литературы"...
  • 10.10.2013 - Ответы на вопросы к экзамену по предмету индивидуальное консультирование...
  • 08.10.2013 - Презентация "Сахарный диабет - распространенное заболевание обмена веществ в развитых странах"...
  • 03.10.2013 - Реферат "Технология и методы прогнозирования"...
  • 20.01.2013 - Презентация+доклад к дипломной работе...