Теория и методика социальной работы - Гуслова М.Н.

ВВЕДЕНИЕ

Как и во всем мире, в России широкое распространение получила профессия социального работника.

Предмет «Организация и содержание социальной работы с населением» является основополагающим в профессиональной подготовке будущего социального работника. Это обусловлено в первую очередь спецификой его профессиональной деятельности. Социальный работник должен уметь оказывать материально-бытовую помощь, морально-правовую поддержку и выполнять надомное социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В его должностные обязанности входит выявление одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, проживающих в зоне обслуживания, нуждающихся в помощи и поддержке. Он определяет характер и объем необходимой им социальной помощи.

Основные цели курса: создать информационную и деятельност- ную основу для профессионального становления специалиста по социальной работе; создать условия для усвоения учащимися организационной и нравственной позиции «рядом и вместе с клиентом» и соответствующих ей методов работы; создать условия для выработки учащимися необходимых в профессиональной деятельности черт характера (сострадательного терпения, доброжелательного понимания и деятельностного сочувствия); создать условия для формирования у учащихся личного опыта и наработки собственного инструментария для осуществления профессиональной деятельности. Учащиеся, изучив дисциплину, должны знать: основные современные концепции и модели социальной работы; общие и частные технологии, методы социальной работы; основные принципы деятельности социального работника; структуры служб, способных оказать помощь в преобразовании ситуации клиента. Будущие социальные работники должны уметь: активизировать потенциал собственных сил и возможностей человека, семьи или социальной группы, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, и обеспечивать им максимум самостоятельности в ее преобразовании; использовать технологии и методики социальной работы для преобразования ситуации клиента.

В учебник включены сведения из психологии, педагогики, социологии, необходимые социальному работнику (социально-психологические особенности различных категорий людей, нормативно-правовые документы и основные направления в проводимой политике социальной защиты населения, отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы и др.).

Социальный работник должен знать санитарно-гигиенические требования по уходу за престарелыми и нетрудоспособными людьми в домашних условиях, специфику работы с лицами пожилого возраста. Он доставляет на дом обеды, продукты питания, медикаменты, промышленные и иные необходимые товары, содействует в уборке помещений, сдает и доставляет вещи в прачечную, химчистку, предметы домашнего обихода в ремонт, оплачивает коммунальные и другие услуги, организует ремонт жилого помещения, обработку приусадебного участка, снабжение топливом. Социальный работник оказывает на дому необходимую доврачебную помощь (измерение температуры, накладывание горчичников, согревающих компрессов, вызов врача на дом), в случае помещения клиента в больницу посещает своего подопечного, может выступать в качестве организатора социальной помощи, поддержки и т.п.

Обо всем этом говорится в учебнике, состоящем из 11 глав. В главе 1 рассматриваются основы теории социальной работы (определение, сущность социальной работы, история развития социальной работы в России, задачи и методы социальной работы), в главе 2 — государственная политика и правовые основы социальной работы, в главе 3 — теория и опыт социальной работы в других странах. Глава 4 посвящена технологии социальной работы, глава 5 — основам социальной работы. В главе 6 рассматривается психологическое обеспечение социальной работы.

В главе 7 раскрывается специфика социальной работы с людьми пожилого возраста и инвалидами, в главе 8 — с детьми-инвалидами, семьями детей-инвалидов. В главе 9 говорится о семейной экономике, семейном бюджете. Глава 10 посвящена организации куль- турно-досуговой деятельности с различными категориями граждан, приводятся социокультурные реабилитационные технологии. В главе 11 рассматриваются технологии социальной работы с различными категориями людей в различных сферах жизнедеятельности.

В системе непрерывного образования профессия социального работника относится к 3-й ступени квалификации. Более высокую квалификацию он может получить в системе среднего и высшего профессионального образования. С 1991 г. социальных работников готовят вузы, средние специальные учебные заведения.