1. Методы аутогенных тренировок
. Основателем этого направления является немецкий психотерапевт И.Г. Шульц, который в 1932 г. предложил и использовал его как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме. В аутогенном методе используются три основных пути воздействия на состояние нервной системы.
Первый и наиболее важный путь связан с особенностями влияния тонуса скелетных мышц и дыхания на центральную нервную систему. Нельзя овладеть аутотренингом без предварительной выработки умения полностью расслаблять мышцы тела. При этом важную роль играет ритм дыхания, способствующий оптимальному тонусу нервной системы.
Второй путь воздействия на нервную систему тесно связан с использованием активной роли представлений, чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных и др.)
Наконец, третий путь связан с регулирующей и программирующей ролью слова, произносимого не только вслух, но и мысленно. Это свойство внутренней речи (в форме самопризывов, самопроговари-ваний и т.п.) давно используется людьми в социальной практике.
В аутогенном методе используются способы целенаправленного воздействия на непроизвольные функции человеческого организма, которые
действуют эффективно в определенной технологической последовательности: релаксация -> представление -> словесное самовнушение.
В этой связи было бы несправедливо не упомянуть о системе К.С. Станиславского, в которой задолго до И. Шульца сформулированы многие аутогенные приемы. Так, в книге «Работа актера над собой» Станиславский писал: ―...Нужно освободиться от всякого мышечного напряжения. Такое состояние дает лучший отдых телу. При таком отдыхе можно в полчаса или в час освежиться так, как при других условиях не удается этого добиться в течение ночи‖.
2. Медитация (от латинского «размышление») как метод психического самовоздействия представляет собой состояние, в котором достигается высшая степень концентрации внимания на определенном объекте или же, наоборот, полное «рассредоточение» внимания. И в том и в другом случае наступает торможение процессов восприятия и мышления, происходит особого рода чувственная отрешенность, изоляция человека от внешнего мира. Этот метод может оказать практическую помощь тем, кто озабочен поисками душевного равновесия, нуждается в формировании чувства уверенности в своих силах, возможностях. Применение рациональных приемов медитации может дать эффект значительно более выраженный, чем при лечении гипнозом, аутогенными тренировками, рациональной терапией и другими модификациями психотерапевтических средств.
3. Гипноз и самогипноз
как методы регуляции интенсифицируют функции программирования жизнедеятельности организма, закрепляют их в долговременной памяти, позволяя получать более выраженный и целенаправленный эффект.
Самогипноз, если его рассматривать как технологический процесс, включает следующие этапы внутренней работы:
- выработка решения осуществить работу с четкой формулировкой ее целей и задач;
- предгипнотическая беседа с самим собой, в которой логически обосновывается необходимость предпринимаемой работы, обсуждаются
результаты, которые будут достигнуты по ее окончании, и те преимущества, которые должны быть получены в итоге;
- внутренняя фиксация собственного образа, наделенного желаемыми качествами;
- закрепление новых качеств реальными действиями в постгипнотическом периоде.
Необходимо отметить, что самогипноз как метод играет вспомогательную роль и не может быть отделен от других методов воздействия на психику, в частности от общения.
В технологии профессионального общения социального работника с клиентом необходимо учитывать следующие обстоятельства:
1) Профессиональное общение социального работника должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Важно создать обстановку психологической безопасности и помощи, разобраться в проблемах клиента и найти выход из них. Необходимо создать условия и ситуацию для раскрытия индивидуальности и т.д.
2) Способы общения, т.е. выразительные средства, стили общения, позиции, этапы, роли, маски в общении должны быть технологически выдержаны. Можно назвать следующие технологические этапы общения:
- моделирование предстоящего общения с клиентом (прогностический этап);
- начало и организация непосредственного общения с клиентом, социальной группой («коммуникативная атака», уточнение условий общения, управление инициативой);
- управление общением для решения методических задач и стимулирование собеседников в общении.
3) Самоанализ хода и результатов общения; подведение итогов об
щения и прогнозирование в предстоящих видах коммуникативной дея
тельности и т.д.
Человек испытывает большую потребность в эмоциях, особенно положительных, защищающих его организм от пагубных последствий
стрессов, столь нередких в наш беспокойный век. Богатый эмоциональный мир человека - стимулятор и регулятор различных многообразных сторон его жизни, поведения, общения, деятельности. Социальный работник в общении с коллегами, клиентами должен владеть техникой общения, приемами вербальных и невербальных взаимоотношений. Например, давно подмечено, что улыбающиеся, любящие жизнь люди, как правило, легче переносят повседневные неприятности и превратности судьбы, которые, к сожалению, выпадают на долю каждого человека. То, что улыбка, смех могут быть лекарством, - знакомо человечеству с незапамятных времен. Еще 2000 лет тому назад знаменитый ученый древности Гиппократ писал о пользе улыбки, смеха в качестве лечебного средства. По его убеждению, улыбчивый и оживленный разговор во время обеда способствует пищеварению. Давно известно, что положительные эмоции, улыбка, смех благотворно влияют на все функции человеческого организма, улучшают настроение, сон, аппетит. Больной, который часто улыбается, поправляется быстрее. Он легче переносит свои недуги. Как утверждают врачи, каждая улыбка продлевает наше существование на пятнадцать минут. Улыбка расслабляет мускулатуру, способствует выделению эндорфинов («убийц боли»), благотворно воздействует на иммунную систему. Благотворно влияние улыбки на настроение людей, на создание хорошего психологического климата на работе и дома. Она скрашивает жизнь окружающим людям. Улыбка -это знак приветствия, доброты, расположения, знак доверия, дружбы и миролюбия. Лев Толстой описал в своих произведениях 97 выражений улыбки, раскрывающих различные эмоциональные состояния человека. Улыбка может быть радостной и серьезной, сердечной и доброй, ироничной и смущенной, виноватой и сочувственной, естественной и искусственной, злой и жесткой и т.д. Наблюдения за одинокими пожилыми людьми показали, что одной улыбки может оказаться достаточно, чтобы произошла психологическая разрядка, чтобы душа потеплела и размягчилась. Если необходимо расположить к себе людей, то улыбка
играет важнейшую роль наряду с такими качествами, как юмор, некоторая самоирония, снисходительность и шутливое отношение к себе.
Нельзя забывать и об обратной стороне проявлений юмора: бодрячество, неуместная шутка, деланная веселость и т.п. могут нанести вред и оскорбить человека.
Реальная практика показывает, что поиск готовых образцов, схем «мудрого поведения» не только безнадежен, но и тормозит самостоятельное развитие личности. Однако творческое использование известных принципов мудрого отношения к жизни повышает не только моти-вационную саморегуляцию, но и уровень собственной психологической активности.
Приведем некоторые из этих принципов. Умение отличать главное от второстепенного. В основе лежит принцип выбора наиболее значимых и отказа от несущественных мотивов и побуждений. Став сознательным психическим действием, правильный выбор освобождает нас от многих не стоящих внимания проблем и приносит неоцененную пользу в разрешении различного рода кризисных ситуаций.
Внутреннее спокойствие. Этот принцип не исключает энергичность и активность человека, здесь главное условие - в сохранении сложившейся у человека системы личностных ценностей, иерархии мотивов, ясности ума и четкости поведения, т.е. создание оптимальной психической раскованности, способствующей лучшей самоорганизации личности.
Эмоциональная зрелость и устойчивость. Эмоции выступают своеобразным и обязательным фоном для развертывания мотивационных и волевых процессов, в основе которых лежат принципы высокой нравственности.
Знание меры воздействия на события. Усиление или сдерживание мотивации в зависимости от складывающейся ситуации, событий, имеющих свою объективную причину, внутреннюю логику развертывания.
Умение подходить к проблемам с разных точек зрения. Это качество бывает особенно полезным в ситуациях, когда человеку необходимо сопоставлять, оценивать, соединять и разводить различные мотивы своего поведения.
Готовность к любым неожиданным событиям. Гибкость, своевременное и адекватное реагирование на внешние изменения, но, разумеется, при этом не должно нарушаться основное ядро личностной мотивации. Восприятие действительности такой, какой она есть, а не такой, какой человеку хотелось бы ее видеть. Этот принцип тесно связан с предыдущим. Следование ему способствует сохранению психической устойчивости даже в случаях, лишенных, с точки зрения индивида, жизненной логики и внутреннего смысла.
Стремление к выходу за рамки проблемной ситуации. Постоянное стремление к разрешению своих противоречивых отношений с миром, к поиску новых, более содержательных мотивов жизнедеятельности помогает личности повышать жизненную устойчивость в экстремальных ситуациях.
Наблюдательность. Многие ненужные, бесполезные реакции, мысли и действия отпадут, если человек сможет научиться беспристрастно наблюдать за собой. Когда человек приучает себя к оценке своих желаний, побуждений, мотивов как бы со стороны, ему гораздо легче управлять ими и регулировать их.
Дальновидность. Предохранение человека от ситуативного подхода к решению актуальных задач побуждает отвергать непродуктивные с точки зрения будущего линии мотивации, перекрывать формирование и развитие конфликтогенных мотивов.
Стремление понять других. Выработка способности понять мотивацию других, встать на иную, пусть даже противоположную, точку зрения не только облегчает общение, но и помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации.
Умение извлекать положительный опыт из всего происходящего. Это качество позволяет критически оценивать ныне действующие мотивы, а также те, которые только начинают входить в общую систему мотивации, определяющую перспективу жизнедеятельности человека. Именно
здесь бывает важно учесть причины прежних неудач и ошибок и своевременно отказаться от сомнительных и неконструктивных побуждений.
Таковы некоторые принципы, методы и приемы технологии воздействия на духовный мир, на психологию человека с целью оказания ему социальной помощи.
Вопросы для самоконтроля
1. Роль и значение различных психологических знаний для социальной работы.
2. Классификация психологических теорий и их роль в системе знаний о социальной работе.
3. Назовите методы психологического воздействия и приведите примеры их применения в практике социальной работы.