Технология социальной работы - 1. Миграция как социальное явление

1. Миграция как социальное явление

Проблемы, связанные с миграцией населения, стали особенно актуальны в России в конце 80 - начале 90-х годов и не потеряли своей остроты по сей день. Вооруженные конфликты докатились к середине 90-х годов до территории РФ, пополнив поток мигрантов из республик ближнего зарубежья и вынужденными переселенцами из зоны военных действий в Чеченской Республике.

Термин «миграция населения» (от лат. migratio - переселение) обозначает процесс переселения (перемещения) людей, пересекающих границы тех или иных территорий ―со сменой места жительства навсегда или на длительный срок. По определению ООН, миграцией считается перемещение  лиц  на  срок  более  6 месяцев.  Существует  и  более  широкое

толкование этого понятия, согласно которому: миграция - все виды движения населения, имеющие общественную значимость, вплоть до перемещения из пригорода в город‖ внутри города, из дома на работу и обратно.

Выделяют 4 основных типа миграции: эпизодическую (поездки на отдых, учебу), маятниковую (перемещение по относительно стабильным маршрутам в одну сторону, а затем обратно), сезонную (например, путина у рыбаков или лесозаготовки) - возвратные типы; и безвозвратный тип миграции, который и является таковой в строгом смысле слова.

По степени управляемости различают организованную миграцию, осуществляемую при участии государственных или общественных органов, и неорганизованную (стихийную), которая осуществляется силами и средствами самих мигрантов. Примером организованной миграции может служить освоение целины в 50-е гг., направление по путевкам комсомола на строительство важных объектов и др.

По отношению к перемещению различают: добровольную, вынужденную и принудительную миграцию. Добровольная миграция осуществляется человеком по собственной воле в поисках лучшего места работы, жилья, в связи с потребностью в получении образования и т.д. Примеры принудительной миграции нетрудно найти в нашей истории -это и сталинские депортации народов, и практика вывоза советских граждан на работы в Германию фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны. Под определение вынужденной миграции попадают лица, вынужденные покидать место своего жительства из-за военных действий, спасающиеся от тех или иных природных или антропогенных катаклизмов (последствия землетрясений, наводнений, промышленных аварий и т.п.).

Еще один признак делит мигрантов на тех, кто переселяется в пределах одного государства - внутренняя миграция и внешняя миграция -эмиграция и иммиграция - соответственно выезд и въезд граждан из страны в страну на постоянное жительство или на более или менее длительный срок.

Что же касается причин миграционных процессов, то в основном это причины социально-экономические, такие, как поиск работы, получение образования, вступление в брак и т.п. Большую роль играют также политические, национальные, религиозные, экологические и военные причины.

Возросшие масштабы вынужденной миграции предопределили принятие государством целого ряда мер по регулированию и оказанию помощи переселенцам. В 1993 г. приняты Законы Российской Федерации «О беженцах», «О вынужденных переселенцах».

Согласно Закону Российской Федерации «О беженцах» ―беженцем является прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имело намерение покинуть место своего постоянного жительства или территорию другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений‖.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечества или другое тяжкое умышленное преступление.

В соответствии с Законом РФ «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец - это гражданин Российской Федерации, который был вынужден или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории РФ вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений в связи с проведением кампаний применительно к определенным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека.

Вынужденным переселенцем может быть также признано лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, покинувшее место своего постоянного жительства на территории РФ по основаниям, изложенным выше.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечества или другое умышленное преступление.

С начала 90-х годов вместе с зарождением и формированием мощных миграционных потоков в РФ из стран ближнего зарубежья и внутри страны возникла необходимость разработки новой миграционной политики Российской Федерации, создания структуры, обеспечивающей реализацию этой политики.

В июле 1992 г. были сформулированы основные положения миграционной политики РФ и была создана Федеральная миграционная служба (ФМС) как основной структурный элемент ее реализации. Кроме ФМС в судьбе мигрантов в РФ принимают участие службы занятости, подчиненные Министерству труда и социального развития, Министерству юстиции, МВД.