1. Сущность и характеристика социальной диагностики
Диагностика как социальная практика получила признание и распространение в конце ХIХ - начале ХХ вв. и пришла на смену ранее существовавшим методам обобщения и анализа информации о социальной действительности. Характерной особенностью данного периода было то, что социальная информация носила нестрогий, произвольный характер; ее источниками, как правило, выступали формализованные и полуформализованные интервью, наблюдения и другие способы индивидуального накопления социальных знаний, опыта и информации об объекте исследования. Поэтому результаты диагностики были неконкретны и оставляли значительный простор для авторской интерпретации.
Термин ―"социальная диагностика' получил распространение в конце 20–начале 30-х гг. ХХ века. В настоящее время ―"социальная диагности-ка" утвердилась как важнейшее направление в социальной работе. Термин ―"диагностика" (диагноз в переводе с греческого - распознавание, определение) заимствован из медицины.
Как известно, медицинский диагноз представляет собой умение определить характер и причины болезни или инвалидности на основании
исследований больного. Вместе с тем, многие психические заболевания являются результатом сложных взаимодействий между клиентом, другими лицами и коллективами. Диагнозы же, особенно психических заболеваний, не учитывают должным образом социокультурные аспекты и влияние окружения клиентов, а также возникающие в связи с этим проблемы. Диагноз также ассоциируется с чем-то статичным, неодушевленным и в целом не учитывает того, что человеку свойственно не столько устойчивое состояние, сколько процесс постоянного изменения и развития.
Этимологически "диагностика" (от греческого «диа» - прозрачный и "гнозис" - знание) - общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. Значение диагностики в области социальных отношений и процессов аналогично «прояснению» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены признаки и причины возникновения заболевания, то можно надеяться на благополучный ход лечения и положительные результаты. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится и к психическому здоровью, к выявлению уровня знаний, интеллекта (педагогический аспект), а потому диагностика в социальной работе - чрезвычайно важная деятельность, требующая высокой квалификации и технологичности.
Некоторые авторы предлагают в социальной практике заменить этот термин понятием "проблемный анализ" или рассматривать процесс как выявление основных причин, или как экспертную оценку, полагая, что такое толкование имеет больше отношения к сбору необходимой информации и позволит избежать включения в это понятие психологических и медицинских аспектов.
Известно, что в научно-практическом плане социальному работнику приходится решать более широкий круг задач, поэтому суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом
объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты.
Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизнедеятельности клиентов социального обслуживания. Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи.
Цель диагностики состояния социального объекта - установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.
Постановка социального диагноза - это процесс творческий, но имеющий определенный алгоритм действий, использования процедур и средств решения проблемы. Многие выдающиеся ученые, работающие в самых различных областях науки, имели свои творческие, индивидуальные подходы к постановке и выяснению истины. Наиболее последовательно охарактеризовал технологичность творческого анализа и диагноза проблем социального развития В.И. Вернадский. Он советовал придерживаться правил:
- проводить детальный анализ;
- видеть за частным общее;
- не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями;
- не избегать вопроса "почему?";
- прослеживать историю идей;
- собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам;
- изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь);
- связывать науку с другими отраслями знания, с общественной жизнью;
- не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.1
В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Часто задача состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с позиции медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров.
Как известно, человек представляет собой единство биологического, духовного и социального во всей сложности их связей и взаимоотношений, в рамках единого целого.