1. Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы
Социальная работа как система научных знаний состоит из двух основных разделов: теоретико-методологического, фундаментального, где изучается методология, рассматриваются закономерности, принципы, категориальный аппарат, и прикладного, где область социально-практического, управленческого приложения теоретического и эмпирического знания, осуществляется решение практических социальных задач в обществе.
Социальная работа как система научных знаний носит преимущественно прикладной характер. Как известно, все науки делятся на фундаментальные и прикладные. Они имеют различные методы и предмет исследования, разные подходы и угол зрения на социальную действительность. Прикладная наука отличается от фундаментальной практической направленностью. Если фундаментальная наука занимается в основном приращением, апробацией нового знания, его обоснованием и проверкой, превращением текущих исследований в «твердое ядро» науки, то прикладная наука занимается проблемами применения апробированных знаний в социальной практике.
Фундаментальные социальные знания основываются на теоретических положениях естественных и общественных наук, которые, как правило, не поддаются технологизации.1 Такого рода исследования не направлены на создание конкретного социального проекта. Их результаты определяют долговременные тенденции и направления социального развития общества. Фундаментальные науки открывают новые направления в теории, а прикладные занимаются поиском путей практического использования открытий, превращая их в массовую технологию преобразования окружающей действительности.
Необходимо подчеркнуть, что современная социальная технология не ограничивается лишь тем, что представляет собой некую совокупность знаний, опыта и навыков по организации того или иного вида деятельности. Технология становится системой знаний об управлении процессами социального развития, рационализации, модернизации и постоянной инновации в социальной сфере деятельности. Социальная технология включает в себя знания об экономических условиях, о культурных, психологических, социально-экономических и педагогических последствиях развития социальных процессов. Она связывает все эти знания в единую систему технических, правовых, политических, социально-психологических знаний о рыночной конъюнктуре и о человеческом факторе, поскольку все, что создается, в конечном счете создается человеком и ради человека. Технология, понимаемая подобным образом, не просто сливается с наукой, а сама становится наукой.
Любая наука - результат творчества, а не формального предопределения своего статуса. Но каждая наука и ее отрасли могут иметь свой статус, свое «лицо», что определяется специфичностью объекта и предмета исследования. Социальная работа - это не только прикладная наука, но и специфическая форма социальной деятельности.