1. Сущность управления в социальной работе
Существуют различные точки зрения по отношению к системам управления в области социального обслуживания. В частности, высказываются мнения, что администраторы, получившие подготовку для работы в сфере государственного управления, могут заменить профессионально подготовленных специалистов для сферы социального обслуживания управленцев. И все-таки здесь есть определенная дифференциация. Так, управленческие кадры в области социальной работы должны обладать способностью решать социально-политические вопросы, вникать в содержательные, этические аспекты, повышать эффективность оказываемых услуг в соответствии с общественными ценностями и законами.
Начало ХХ века ознаменовалось рождением научного менеджмента, у истоков которого стояли такие ученые и практики, как Фриде-рик У. Тейлор, Франк Б. Гилберт, Генри Л. Ганнт, Х. Манстерберг, Х. Эмерсон и другие. Становление и развитие управленческих отношений сопровождались совершенствованием социальных технологий.
Существуют различные точки зрения (как в терминологическом, так и в содержательном аспекте) по отношению к административному управлению и менеджменту. Например, американские специалисты считают, что административное управление и менеджмент - одно целое. В Западной Европе, наоборот, менеджмент используется как основное понятие, а административное управление относится к внутренним задачам организации.
Впервые термин «менеджмент» стал употребляться в США и первоначально означал «умение объезжать лошадей». Оно произошло от глагола «to manage» (управлять), а тот, в свою очередь, - от латинского «manus» (рука). То есть в буквальном переводе менеджмент означает «управление людьми». Менеджерами называют лиц, имеющих, в соответствии с законодательством, обязанности по руководству корпоративным бизнесом и имуществом. Сегодня в США термин «менеджмент» означает процесс, который обеспечивает интеграцию и эффективное использование материальных и человеческих ресурсов фирмы для достижения стоящих перед ней целей. По сути менеджмент - это теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рыночных отношений.
Сейчас на Западе все большее значение приобретает концепция «че-ловеческих ресурсов», в основе которой лежит признание экономической целесообразности капиталовложений, связанных с управлением рабочей силой, поддержанием ее в трудоспособном состоянии, обучением и созданием условий для более полного выявления возможностей и способностей, заложенных в личности.
В соответствии со своими потребностями компании участвуют в образовательных программах, чтобы обеспечить себя в будущем образованной и технически подготовленной рабочей силой. Выступая в Американской федерации учителей, Д. Кридон, президент «Метрополитен лайф иншуренс компани», заявил: «Бизнес начинает действовать исходя из признания того, что ему нужны хорошо образованные служащие, клиенты и избиратели». В качестве другого примера, когда бизнес действует одновременно и в своих интересах, и в интересах общества,
можно привести систему здравоохранения. Компании по страхованию жизни поддерживают меры против курения на рабочем месте. Это сокращает расходы на медицинскую помощь и может принести более высокие прибыли страховым компаниям. Одна страховая компания в Америке даже ввела программу ранней диагностики и профилактики гипертонических заболеваний служащих банка - самого распространенного заболевания, - поскольку это экономически выгодно фирме.
В целом западные социологи, делая вывод о профессионализации менеджмента, утверждают, что на смену собственническому менеджменту, целью которого являлось обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя, в бизнес ХХ века пришел профессиональный менеджмент, несущий определенную социальную ответственность перед обществом.