Технология социальной работы - 1. Технология социальной работы как отрасль cоциальных технологий

1. Технология социальной работы как отрасль cоциальных технологий

Освоение технологии в любой сфере деятельности, ее последовательное применение на практике являются важнейшим критерием профессионализма работника, поэтому программа подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием в области социальной работы как одну из основных учебных дисциплин включает технологию социальной работы.

Что вкладывается в понятие «социальная технология», какова взаимосвязь, как соотносятся технология социальной работы и социальная технология?

Исследования в любой системе знаний предполагают анализ определенной целостности, выделяющейся из мира объектов спецификой протекания процессов и явлений, проявлением специфических законов и закономерностей, характеристик и свойств. Один и тот же объект окружающего нас мира может исследоваться и изучаться различными науками. Так, социальные отношения изучаются в философии и экономической теории, политологии и истории, социологии и социальной психологии и многих других научных дисциплинах.

Объектом изучения социальной технологии и технологии социальной работы являются социальные процессы различных уровней. Общность объекта исследования определяет и обусловливает наличие органичных глубоких внутренних межпредметных взаимосвязей социальных технологий и технологий социальной работы.

Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, умение + logos - учение) - совокупная система знаний о способах и средствах обработки и преобразования материалов. Такое определение технологии, как видим, ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере. В современном языке понятие технологии значительно расширило смысловое пространство и содержательно существенно обогатилось.

Способы и средства преобразования окружающей действительности, cтепень их совершенства на всех этапах развития человечества служили важнейшей характеристикой научно-технического прогресса. Вместе с тем достижения научно-технического прогресса всегда благотворно влияли и влияют на состояние, развитие и совершенствование технологии. Являясь по существу важнейшей характеристикой способа сознательного освоения и преобразования природы, способа материализации, опредмечивания в природном материале знаний, информации, трудовых функций и опыта человека, качественное состояние технологии представляет собой важнейший интегральный показатель достигнутого в обществе уровня цивилизации.

Если в сфере материального производства понятие технологии утвердилось прочно, а ее многовековые традиции не вызывали никаких сомнений в среде теоретиков и практиков, то технологизация социальной сферы, понятие «социальная технология» утвердилось не сразу. Еще в середине 70-х годов подвергалась сомнению сама возможность технологизации социальной сферы.

Длительное время дискуссионным оставалось предметное пространство социальной технологии, несмотря на то что приоритет в разработке вопросов социальной инженерии и технологии принадлежит российским ученым Центрального института труда (ЦИТ), созданного при ВЦСПС в 1920 году А.К. Гастевым. Социальная инженерия, «трудовая технология» сводилась цитовцами к технической деятельности по совершенствованию и сопряжению организации производства и социальных факторов в целях повышения производительности труда, облегчения и улучшения его условий.

Одной из первых работ, в которой обстоятельно рассматривалось понятие «социальная технология», была монография болгарского ученого Николы Стефанова «Общественные науки и социальная технология», опубликованная у нас в 1976 году. (Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. - М.: Прогресс, 1976). В этой книге отмечалось, что возможность технологизировать социальные процессы обусловлена

структурой человеческой деятельности, что смысл социальных технологий сводится к преобразованию знаний, опыта и навыков человека в практические действия по преобразованию социальных отношений и социальных процессов.

Размышления и выкладки Н. Cтефанова пробудили широкий интерес среди обществоведов к исследованию проблем технологизации социальной сферы. Особенно активно вопросы технологии стали разрабатываться специалистами в области социального управления. Так, уже в 1977 году выходит в свет книга В.Г. Афанасьева «Человек в управлении обществом», где социальная технология характеризуется как важный элемент механизма управления, а ее сущность рассматривается как перевод требований объективных законов на язык практики социального управления. ‖Это перевод абстрактного языка науки, отражающей объективные закономерности развития общества, на конкретный язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих, стимулирующих людей, каждого конкретного человека на наилучшее достижение поставленных целей‖ (Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. -М.: Мысль, 1977. – C. 235 ).

Начиная со второй половины 70-х годов и фактически по настоящее время идет интенсивный научный поиск и разработка проблем, связанных с социальными технологиями. Анализ публикаций по этим вопросам свидетельствует, что социальные технологии находятся в центре внимания широкого круга научной общественности. Естественно, исходным пунктом научного исследования проблем социальной технологии является обозначение ее сущности.

Однако сложность и многогранность содержания социальных технологий, разнообразие подходов к их анализу не могли не породить множества определений сущности социальных технологий. Среди них наиболее характерными являются предложения понимать социальную технологию как ―"способ управления, регулирования и планирования социальных процессов" 1, как ―конечный продукт социального проектиро-

1 Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. - М.: Высшая школа, 1989. - С. 28.

вания, необходимый для обеспечения процессов воспроизводства и совершенствования деятельности" 1, как ―"совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей" 2, как социологическую категорию, обозначающую и характеризующую способ целенаправленного решения общественной проблемы в виде определенного набора процедур и операций и как средство практического достижения поставленных целей.3

Приведенные определения сущности социальных технологий лишний раз подтверждают мысль о том, что любая попытка дать точное и полное определение сущности сложного социального феномена (а именно таким представляется социальная технология) будет неполным, будет носить относительный характер, будет претензией на абсолютную истину, что в динамичных системах, какими являются социальные отношения и процессы, неправомерно. Все приведенные определения социальных технологий отражают ее определенный существенный аспект, имеющий важное значение для характеристики предмета социальной работы.

Для понимания соотношения, взаимосвязи социальных технологий и технологии социальной работы дадим наше определение этим понятиям.

Социальные технологии - это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.

Технология социальной работы - это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Среди ученых, занимающихся проблемами социальных технологий, порой замечается стремление расширить ее предметную область, включая  в  нее  и  вопросы  социального  проектирования,  прогнозирования  и

1 Марксистско-ленинская социология. - М.: МГУ, 1989. - С. 153.

2 Современная западная социология. Словарь. - М.: Политиздат, 1990. - С. 345.

3 См.: Современные социальные технологии: сущность , многообразие форм и внедрение.
Материалы Международной научно-практической конференции 18-20 апреля 1991 года.
Часть II. - Белгород, 1991. - С. 177 - 178.

управления. Представляется, что такое расширительное толкование социальных технологий ведет к смешению ее с социальной инженерией и управлением, а в итоге - к ликвидации собственного предмета исследования со всеми негативными последствиями, вытекающими из этого как для практики, так и для науки в целом.

Когда речь идет о технологии в социальной работе, нередко можно слышать и скептические сомнения о возможности и необходимости ее технологизации. Эти сомнения исходят прежде всего от тех, кто полагает, что социальная работа носит творческий характер и ее результаты зависят от индивидуального мастерства, искусства, интуиции и личного обаяния социальных работников. Сторонники такой позиции недооценивают роль теоретических знаний, теоретической подготовки специалистов социальной работы, забывая о том, что социальная работа - это синтез теории и практики, науки и искусства работы с людьми. Без сомнения не всякие действия специалиста даже в достаточно сложной социальной сфере поддаются технологизации. Специалистами в области социальных технологий выработаны и предложены основные условия возможности технологизации деятельности в социальной сфере. К ним относятся:

-      предмет воздействия должен обладать определенной степенью сложности, т.е. иметь признаки социальной системы;

-      должны быть известны элементы системы (структуры) предмета воздействия, особенности их строения и функционирования;

-      возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;

-      возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или показателей в новых условиях.

Социальная работа как специфическая профессиональная деятельность и как самостоятельная система научных знаний со своим предметом исследования по всем параметрам отвечает указанным основным условиям технологизации. Следовательно, проблема заключается не в возможности технологического подхода к социальной работе, а в разработке, совершенствовании и усвоении технологии социальной работы, ее методологии, инструментария и опыта их применения на практике.

Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в широком плане как систему теоретических знаний и практику, которая характеризует организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия субъектов на различные объекты социальной работы. Такой подход к технологическим проблемам характерен прежде всего для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Такой подход к проблемам технологии социальной работы присущ прежде всего непосредственным организаторам социальной работы с пациентами социальных учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы.

Выработка технологии решения социальных проблем – процесс сложный, требующий как теоретических обоснований, так и практической апробации теоретических выводов и рекомендаций. Он проходит три основных этапа: теоретический, методический и процедурный, совокупность которых представляет собой систему разработки технологии социальной работы.

Теоретический этап связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы.

Методический этап решает задачи выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента социальной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразовательной деятельности.

Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации выработанных рекомендаций, выявлением и устранением недостатков по использованию предложенных рекомендаций и установлением алгоритма действий в виде соответствующей технологии социальной работы.

Содержание технологии социальной работы характеризуется обоснованностью проекта, программы или цели деятельности, наличием в ней определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения стоящих задач, стандарта или норматива предписанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности. Технологию социальной работы отличают:

-      динамичность, которая проявляется в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентом и в эвристическом характере деятельности;

-      непрерывность, которая диктуется необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние;

-      цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентами и обусловленная цикличностью организаторской работы;

-      дискретность технологического процесса, которая проявляется в неравномерности степени воздействия на клиентов с момента целепола-гания до исполнения принятого решения.

Таким образом, технология социальной работы отражает важнейший, а именно ее прикладной, практический, аспект. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики проявления технологических процессов - основа профессионализма кадров социальной сферы деятельности и специалистов социальных служб.