Технология социальной работы - 1. Технология выработки цели социальной работы

1. Технология выработки цели социальной работы

Технология социальной работы как процесс включает: подготовительный этап, целеполагание, сбор и анализ информации, формулирование программы действий, практические действия по реализации программы. Необходимо отметить, что в этом процессе, который носит замкнутый характер, циклы могут повторяться до тех пор, пока не будет решена проблема.

Основополагающей среди всех процедур является процедура целе-полагания.

Целеполагание - это фундаментальное понятие в теории деятельности, широко используемое в общественных науках. Во-первых, целеполагание - это процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности. И в связи с этим целеполагание выполняет ряд важнейших методологических и методических функций и задач:

- выступает в качестве реального интегратора различных действий в системе цели - средства достижения - результат конкретного вида деятельности;

предполагает активное функционирование всех факторов детер
минации деятельности: потребностей, интересов, стимулов, мотивов.

Центральной проблемой процедуры целеполагания является формулирование цели и оптимального средства ее достижения. Цель без определения средств ее достижения - это лишь мыслительный проект, мечта, не имеющая реальной опоры в самой действительности.

С точки зрения психологии, в процессе целеполагания возникают условно-рефлекторные связи интеллекта с другими факторами: памятью, эмоционально-волевыми компонентами и т.д.

Во-вторых, целеполагание обусловливает алгоритм, который определяет порядок и основные требования к результатам деятельности. При формировании цели необходимо иметь в виду следующее:

-      цель должна быть обоснованной и отражать требования законов развития объекта воздействия;

-      цель должна быть ясной и достижимой;

-      основная цель, должна быть связана и соотнесена с целью более высокого порядка.

Цель - это понятие, которое выражает идеальное представление результата деятельности. Любую деятельность можно трактовать как процесс осуществления цели.

Цель формируется людьми, поэтому в ней всегда имеет место элемент субъективного. Важно, чтобы субъективная сторона не преобладала в процессе целеполагания.

Основные этапы формулирования цели:

-      выделение необходимых характеристик и состояний объекта и их включение в целевую установку конкретного вида деятельности;

-      определение возможных, но нежелательных обстоятельств, вызванных конкретным видом деятельности;

-      ограничение цели от желательных, но объективно невозможных результатов.

Различают несколько типов целей: конкретные и абстрактные; стратегические и тактические; индивидуальные, групповые, общественные; поставленные субъектом деятельности и заданные извне.

Конкретная цель - это идеальный образ продукта непосредственной деятельности.

Абстрактная цель - это общее представление о некотором идеале, ради достижения которого осуществляется человеческая деятельность.

Стратегические и тактические цели - определяются и обусловливаются временными факторами их осуществления и соотносятся как целое и часть.

Цель, которую ставит субъект действия, вырабатывается в результате внутреннего развития его собственной активности, творческого отношения и ответственности за порученное дело.

Цель, заданную извне, можно определить как объективно представляемое требование или требующую решения задачу.

Особое место занимает целеполагание в организации и осуществлении социального действия. Технология социальной работы - это целенаправленный процесс социального воздействия субъекта на объект.

Целеполагание в социальной работе следует рассматривать с точки зрения ее методологии и организации.

Методологический аспект целеполагания заключается в обеспечении преемственности и связи общих и конкретных задач при определении путей решения социальных проблем различного уровня.

Организационный аспект целеполагания в социальной работе заключается в реализации конкретных путей и средств решения данной проблемы.

Целеполагание в технологии социальной работы можно представить как процесс селекции, отделения возможного от невозможного, желаемого от нежелаемого, закономерного от случайного в интересах получения определенного результата.

Целеполагание, таким образом, представляется как аналитическая деятельность. Такая деятельность возможна, когда субъекты целеполагания, а ими могут быть специалисты социальной работы различного уровня:

а) умеют анализировать ситуацию;

б) знают правовое пространство деятельности по разрешению ре
альной проблемы;

в) имеют опыт практической работы.

Формулировка и определение цели – важная ориентирующая процедура в технологии социальной работы. Она служит для определения основного направления действия. В социальной сфере технологический процесс носит творческий характер, он не может быть линейным. Ряд операций может осуществляться параллельно, либо в обратном направлении. Определенные процедуры могут меняться местами.

При формулировании цели в социальной работе особое внимание уделяется нравственным аспектам. При этом социальному работнику необходимы исключительная ответственность, творческий, нешаблонный подход, инициатива. Основным этическим правилом специалиста социальной работы должно быть: «Не навреди!». Решение этого вопроса зависит от личности субъекта целеполагании, его профессиональных и личностных качеств.

Роль и место цели в процессе осуществления социального воздействия зависят от уровня социальной работы, на котором она осуществляется. Речь идет об управленческом или организационном и контактном, непосредственном срезе деятельности социальных служб.

Организационно-управленческий уровень определяет программу деятельности по решению социальных проблем. Поэтому здесь определяются стратегические цели, ставятся задачи, исходя из основных направлений социальной политики государства, рассчитанные на перспективу, длительный период реализации.

На контактном уровне определение целей необходимо рассматривать как конкретное руководство к практическим действиям в связи с поставленной  проблемой.  Сформулированные  на  этом  уровне  цели  предполагают более короткий срок реализации и достижения результатов.