Технология социальной работы - 2. Формы и методы работы с пожилыми

2. Формы и методы работы с пожилыми

Сложную социально-экономическую ситуацию помогают смягчить стационарные и нестационарные учреждения социального обслуживания. Они активно способствуют улучшению качества жизни пожилых людей, создают условия для оптимизации их жизненного уклада и решения различных проблем, связанных с психологической помощью и поддержанием здоровья.

Практика социального обслуживания позволяет смягчить проблемы маломобильного населения, вносит элементы улучшения качества жизни, способствует оптимизации жизненного уклада пожилых людей.

В настоящее время действует 1013 стационарных социальных учреждений различных типов, в которых проживает 232,1 тыс. престарелых и нетрудоспособных граждан. Самой распространенной формой социального обслуживания пожилых людей являются территориальные центры социального обслуживания. Обязательным минимумом в работе таких центров является наличие трех отделений: 1) социальной помощи на дому, 2) временного дневного пребывания, 3) срочной социальной помощи.

Основными задачами и функциями центров являются:

•         выявление престарелых, нуждающихся в социальной поддержке;

•         определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке;

•         привлечение государственных и общественных организаций для совместной работы;

•         предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в такой помощи;

•         обеспечение постоянного и комплексного социально-бытового обслуживания нетрудоспособных пожилых людей;

•         предоставление бесплатного культурно-бытового, юридического и медицинского обслуживания, организация питания лиц, находящихся на обслуживании центра;

•         оказание бесплатной помощи на дому нетрудоспособным пенсионерам и инвалидам, организация обеспечения продуктами и предметами санитарно-бытового назначения, медикаментами, здравоохранения, коммунально-бытового обслуживания, бытового хозяйства и др.;

•         организация натуральной, гуманитарной и срочной помощи социального характера;

•         оказание дополнительных услуг, не входящих в круг должностных обязанностей сотрудников центра.

В центре социального обслуживания отрабатываются и применяются новые технологии социальной работы с пожилыми людьми. Так, отделения дневного пребывания специально создаются для адаптации пожилых людей к новым условиям среди себе подобных через общение; организуются группы самопомощи и взаимопомощи. Посещение отделения дневного пребывания дает пожилым людям возможность не только бесплатного питания и медицинского обслуживания, но и укрепляет веру в себя и свою значимость для социума.

Оказание помощи на дому кроме материальной и натуральной поддержки дает возможность предоставлять клиентам юридические, психологические и доврачебные услуги и консультации.

В отделение срочной или экстренной социальной помощи может обратиться любой человек, попавший в экстремальную ситуацию. Ему может быть оказана финансовая, натуральная и юридическая помощь.

Бесплатное питание, социальная помощь, бытовые услуги предоставляются престарелым и нетрудоспособным гражданам по месту жительства центрами социального обслуживания, численность которых достигла сейчас 9 997. Свыше 900 тыс. одиноких пожилых и престарелых обслуживаются социальными работниками на дому: из каждых 10 тыс. пожилых людей надомным обслуживанием охвачено 246 человек. Различными разовыми услугами служб срочной социальной помощи (сеть таких служб в целом по стране составляет 1366 тыс.) воспользовались в 1994 году около 3,9 млн. человек.

К специализированным магазинам (секциям) прикреплено более 4,2 млн. человек, бесплатным питанием (продовольственными наборами, горячими обедами) пользуются более 1,1 млн. человек.

Действуют социальные парикмахерские, прачечные, мастерские по ремонту бытовой техники, пункты проката, цехи по пошиву и ремонту одежды и обуви, предоставляющие услуги по доступным для малообеспеченных граждан ценам.

Позволяя пожилым людям как можно дольше сохранять привычный образ жизни, система социального обслуживания как составная часть социальной защиты пожилых людей, тем не менее имеет внутренние трудности развития.

Своей очереди на помещение в стационарные учреждения ожидают более 6,0 тыс. человек. Материально-техническая база ряда учреждений отстает от современных требований. Преобладание стационарных учреждений большой вместимости не позволяет в полной мере учитывать индивидуальные особенности и личностные запросы проживающих.

Сеть нестационарных учреждений и служб не обеспечивает оказание помощи всем нуждающимся. Остается довольно ограниченным перечень предоставляемых социальных услуг. Не находит полного применения принцип адресности в зависимости от индивидуальных и групповых потребностей и нужд пожилых людей, социальное обслуживание еще не стало в полной мере комплексным.

Необходимо отметить, что социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей - это не налог на трудоспособное население, а возвращение долга старшим поколениям.