Технология социальной работы - 2. Характеристика и специфика применения психологических методов в социальной работе

2. Характеристика и специфика применения психологических методов в социальной работе

Психология - это характер мышления человека. Она отражает мысленное восприятие людьми явлений и событий окружающего мира и выработанное на этой основе толкование событий, отношение к ним и к связанным с ними явлениям.

Профессия специалиста социальной работы с высшим образованием еще очень молода. В настоящее время из 120 тыс. социальных работников почти половина имеют высшее или среднее профессиональное образование, но профильное, т.е. социальное, медицинское, юридическое, педагогическое или экономическое, - только 8% из них.

Варианты психологической помощи человеку разнообразны. Но они только тогда эффективны, если применяются в сочетании теории, методологии и технологии использования психологических знаний. Специалисту в области социальной работы важно уметь выбрать и использовать в практической деятельности действительно индивидуально необходимые для конкретного человека методы, с учетом его социальных потребностей и интересов.

Как показывает мировая практика, в использовании психологических методов при оказании помощи человеку имеют место две точки зрения. Одни считают, что психологической практикой могут заниматься только специалисты, имеющие специальное медицинское образование. Американская психоаналитическая ассоциация, например, допускает в число своих членов только дипломированных врачей. С другой стороны, в Великобритании каждый третий психоаналитик не имеет медицинского образования. В большинстве западных стран роль социального работника в оказании психологической помощи населению постоянно возрастает. Да и в США сейчас число социальных работников, занятых в сфере охраны психического здоровья, превосходит общее число психиатров и психоаналитиков, работающих в этой области. Развитие сети психологических служб, как показывает опыт, имеет и важное экономическое значение. По оценкам западных специалистов, один рубль, вложенный в развитие системы психологической помощи населению, позволяет избежать вложения десяти рублей в развитие медицинской психиатрической службы.

К сожалению? оказание психологической помощи населению не имеет сложившихся культурно-исторических традиций в обществе. Например, во Франции рано или поздно к психологу обращается 80 % населения. А для нашего соотечественника характерно критическое отношение (страх) перед визитом к психологу (психиатру, психоаналитику и т.д.), работает комплекс: «только психи обращаются к психологу» и т.д.

Современная практическая психология становится конкретной, живой наукой, когда изучает и дает ответы на многие вопросы воспитания и обучения, психического развитии человека (ребенка), трудовой деятельности,   вносит   нормы   поведения   в   повседневную   жизнь.   В работе

практического психолога сложились четыре основных направления: психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и психопрофилактика. Такое разделение труда и последующая глубокая специализация в каждой области, включающая как дополнительные теоретические знания, так и технологическую практику, позволяет достичь высокого уровня профессионализма.

Социальная помощь населению оказывается по тем же направлениям практической психологии:

-      сообщение клиенту объективной информации о его расстройствах на основе психодиагностики. Клиент вырабатывает свое отношение к данной информации и принимает решение о ее использовании;

-      психологическая коррекция, с помощью которой для клиента разрабатывается индивидуальная программа определенного вида деятельности (чтение, письмо, счет и т. п.) в соответствии с общими требованиями;

-      психологическое консультирование, цель которого - помочь индивиду найти как можно больше вариантов поведения, мыслей, чувств, поступков для активного взаимодействия с людьми и социальными группами внутри социума;

-      психопрофилактическая работа. Задача - своевременно предупреждать возможные нарушения в определенном развитии индивида, создавать условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе.

Важным направлением является психотерапия - организованное воздействие на психику клиента с целью ее восстановления или трансформации. Как правило, она осуществляется при содействии социальных работников с медиками. Терапевтическая технология располагает большим количеством психотехнических, инструментальных, тренин-говых методов воздействия.

Следует признать, что в отечественной технологии пока нет систематического руководства по различным методам психотерапевтического воздействия, которое позволило бы социальному работнику достаточно быстро и точно найти эффективный метод и предложить оптимальный вариант его применения в конкретных условиях.

Как правило, специалист социальной службы работает со своим подопечным в будничной, житейской обстановке и пытается решить социальные проблемы с ориентацией на его самочувствие, психологическое состояние. Социальный работник не всегда имеет возможность непосредственно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами, и поэтому ему приходится рекомендовать клиенту обратиться к психотерапевту. Но он должен оказать первичную социальную помощь, опираясь на принципы и нормы правильного психологического общения с клиентом. При всей своей эффективности психологическая помощь не решает собственно социальных проблем, а лишь обеспечивает психологически благоприятный фон, смягчает субъективную тяжесть существующего положения.

Анализ технологии работы психологов позволяет выделить четыре типа взаимодействия его с клиентами.

Первый тип. Решение социальных задач. Ориентация на определенные критерии и нормы социального поведения, понимания. Попытка клиента осознать и следовать новым социальным ценностям ведет к дискомфорту и даже психосоматическим заболеваниям. В этом случае требуется изменить и ввести новые критерии, оценки, которые помогут клиенту увидеть свою цель в другом свете, расширить перспективы, позволят отойти от шаблонного поведения и переживания.

Второй тип. Этические задачи. Клиент стоит перед выбором между общественным мнением и собственной оценкой существующей проблемы. Здесь технология предписывает показать клиенту ограниченность его оценочной шкалы «хорошо - плохо», которая не дает возможности активизировать деятельность, сделать правильный выбор.

Третий тип. Нравственные задачи. Необходимость ориентации на критерии добра и зла, которые требуют осуществления нравственного выбора, определенного поступка. Здесь важно показать ограниченность критериев и границ добра и зла, которыми пользуется индивид.

Специалист социальной работы, как и врач, психолог, педагог и другие работники социальной сферы, обязан постоянно подвергать собственные действия нравственной экспертизе, следуя знаменитому девизу клятвы Гиппократа «Не навреди!»

Четвертый тип. Собственно психологические задачи, т.е. помочь клиенту осознать и изменить свою систему переживаний, обрести понимание проблем, системы оценок, которые приводят к иным переживаниям и целям деятельности.

На практике большинство клиентов ориентируется на социальные и этические проблемы. Цель социального психолога состоит в том, чтобы перевести проблему клиента в психологическую плоскость. Это и есть технологический шаг к оказанию ему психологической помощи, так как таким образом клиент получает возможность выделения и оформления проблемы в виде темы взаимодействия с психологом.

Итак, технология решения психологических задач выходит и предполагает:

-      понимание психологических особенностей и закономерностей формирования основных психических состояний человека;

-      понимание психологических механизмов коррекции и самокоррекции психических состояний с целью устранения отрицательных состояний (в том числе стрессовых) и целенаправленного формирования положительных продуктивных состояний;

-      овладение приемами самоуправления жизненным тонусом, уровнем работоспособности и творческим потенциалом;

-      выработку необходимых навыков психогигиены, рациональных привычек, свойств личности, черт характера;

-      рациональную постановку и разумное обоснование жизненных целей (как ближайших, так и перспективных), выбор приемлемых путей их достижения;

-      понимание прямого влияния нравственного облика на устойчивость нервно-психической сферы и состояние здоровья человека;

-      знание психологических приемов и методов, которые непосредственно применяются на практике;

-      четкое представление об используемых психосоциальных и терапевтических методах профилактики, влиянии лекарственных средств и о возможных побочных эффектах их применения.

В социальной сфере, функционируют различные виды психологических служб, имеют сложную, многоуровневую структуру. Она включает: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и многие другие.

Все более популярными становятся различные тренинги, «кабинеты психологической терапии», «школы хорошего настроения» и т.д. В справочнике адресов и телефонов служб социально-психологической помощи населению, семье и детям, выпущенном Министерством социальной защиты населения РФ, по состоянию на 10 ноября 1993 г. указано 274 учреждения. В соответствии с Приказом министра социальной защиты населения РФ (18 мая 1994 г.) «Об утверждении примерных положений об учреждениях психологической помощи населению», создаются центры психологической помощи по телефону.

Одна из эффективных форм оказания психологической помощи населению - это создание комплексных бригад, которые включают в себя врача-психиатра, психолога, медсестру и социального работника. При этом имеет место специфическое разделение труда:

-      психиатр проводит медикаментозное лечение;

-      психолог осуществляет психодиагностическое тестирование;

 

-      медсестра выдает лекарства, делает инъекции, оказывает помощь в проведении других лечебных процедур;

-      социальный работник составляет социальную характеристику пациента, анализирует социально и психологически значимые события в жизнедеятельности клиента.

Существуют и другие формы. Например, формируется бригадно-вахтовая система психологической помощи населению специалистов из

Москвы в отдаленные населенные пункты страны. Также проходит апробацию передвижная, мобильная система оказания разносторонней помощи, т.е. необходимые специалисты выезжают на автобусах или поездах в различные регионы.

Главное, чтобы эта работа проходила комплексно и принимала форму не только контроля или проверки работы на местах, но и содержала организационно-технологические, психологические компоненты социальной помощи населению.

Существует крайне ошибочное мнение, что человек, именуемый «сильной личностью», способен к самостоятельному преодолению любой кризисной ситуации. Увы, это далеко не так, именно для «сильных личностей», крепких, энергичных умственно и физически, резких и честолюбивых индивидов характерны (показаны) психические или психологические кризисы с самыми негативными последствиями.

Сегодня особенно уязвимы те, чья работа связана с людьми, - это работники социальной сферы, врачи, медсестры, учителя, социальные работники и др. Они всеми силами стараются помочь людям и улучшить их жизнь, но порой доходят до истощения сил, когда понимают, что порой не могут достичь тех завышенных целей, которые перед собой ставят.

К истощению сил приводят три фактора. Первый фактор - это многочисленные жизненные обстоятельства и поводы для переживаний. Второй фактор - это недостаток сочувствия, поддержки, когда рядом нет человека, которому можно довериться и с которым можно поделиться переживаниями. Третий фактор - чувство беспомощности, несправедливости. Безусловно, истощение сил наступает тогда, когда человек прилагает много стараний, а его не ценят. Чувство беспомощности, бесполезности своего труда развивается, если человек не встречает благодарности за свою работу, а результат таких переживаний - психические, соматические заболевания и т.д.

Успехи социальной работы, бесспорно, связаны не только с совершенствованием организационных или психосоциальных отношений. Они  во   многом  зависят   от   умения   управлять  внутренними  регуляторными и защитными механизмами формирования психики. Следует согласиться с М.Э. Телешевской, которая констатирует: ―К сожалению, науку властвовать собой мы не осваиваем в качестве специальной дисциплины, а это было бы далеко не бесполезным делом, особенно если учесть все ускоряющийся темп жизни. И, может, было бы не лишним, начиная со школьных лет, знакомить человека с правилами и приемами управления собственной психикой. Видимо, пришла пора более четко ставить и решать вопрос о своевременности формирования у каждого человека тех качеств, которые учат умению властвовать собой‖. Различают три основных вида формирования психики: 1) стихийное, 2) целенаправленное, 3) саморегулирование.

Стихийное регулирование психики фактически происходит на всех этапах жизни человека. Его социальное окружение: семья, соседи, друзья и коллеги по работе, случайные книги, средства массовой информации, социальные институты и т.п., - непроизвольно воздействуют на психику индивида, осуществляя объективно его социализацию. В данном случае срабатывает в определенной мере приспособительный механизм.

Целенаправленное формирование психики осуществляется с помощью повседневной и целенаправленной просветительской и воспитательной работы.

Самоформирование психики - это не спонтанный процесс, в нем есть определенные технологические детерминанты в виде конкретных методов и способов самопрограммирования. Методы самопрограммирования помогают индивиду приобрести необходимые знания, вырабатывать новые навыки и привычки, повышать уровень сознания и его регулирующее влияние на поведение и деятельность.

Владение этими методами и технологией их применения непосредственно в процессе конкретной практической деятельности существенно повышает продуктивность социальной работы. Умение управлять своими психофизиологическими реакциями, вырабатывающимися в результате длительной психорегулирующей тренировки, позволяет индивиду   в   экстремальных   ситуациях   активизировать   и   мобилизовать   потенциальные возможности своего организма, физиологические ресурсы, заложенные самой природой, раскрыть и высвободить «запасные», не задействованные резервы адаптации для более адекватного реагирования на воздействие внешней социальной среды.

Без самоорганизации, самоуправления и саморегуляции не может быть и психологически грамотной жизнедеятельности.

Методы психического саморазвития сложились в результате естественного синтеза многовекового и разностороннего человеческого опыта и продолжают совершенствоваться по мере развития науки. Можно выделить следующие основные методы саморазвития человека, его психики: