Технология социальной работы - 2. Классификация социальных технологий

2. Классификация социальных технологий

Многообразие социальных технологий не исключает возможности их классификации и типизации.

Типология - как учение о видах, признаках, свойствах относится к разряду теоретических знаний, выполняющих важную методологическую функцию.

Типология как система теоретических знаний а) выступает формой научного обоснования и программирования социальных технологий; б) выполняет прогностическую функцию (на основе творческой переработки используемого на практике инструментария, появляется возможность прогнозирования применения тех или иных технологий в различных условиях); в) выполняет ориентационную функцию.

В основе классификации и типизации социальных технологий лежат те же принципы, которые используются в любой другой практической деятельности.

Как правило, в качестве оснований в классификациях выбираются признаки, наиболее существенные для объектов классификации. В этом смысле классификация выявляет существенные сходства и различия между явлениями и имеет большое познавательное значение.

Для классификации социальных технологий, наиболее ценными являются их систематизация, основанная на познании существенных связей между отдельными видами технологий.

Приступая к рассмотрению классификации социальных технологий, следует отметить, что даже самые простые из них имеют сложную

внешнюю и внутреннюю структуру (микро- и макроуровень и т.д.), в результате чего любая их классификация не может быть однолинейной и представляет собой сложное разветвление.

В основу типологии социальных технологий могут быть положены следующие признаки:

•        степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);

•        масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.);

•        сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственные, политические, социальные, духовные);

•        степень зрелости социальных объектов;

•        инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;

•        область общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;

•        уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);

•        цель, реализуемая в результате применения данной технологии.

Вопрос о классификации социальных технологиях является сложным и дискуссионным. Как в разработке, так и типизации существуют различные подходы. Они диктуются как различными взглядами ученых, занимающихся исследованиями в данной области, так и различными параметрами, избираемыми в качестве основания классификации.

Например, В.В. Богдан и В.Н.Иванов предлагают следующую классификацию. Они делят все социальные технологии на:

-      технологии поиска стратегии управления;

-      технологии социального моделирования и прогнозирования;

-      информационные технологии;

-      внедренческие технологии;

-      обучающие инновационные технологии;

-      технологии прошлого опыта.

В.И. Банерушев, академик МАИ, в качестве основания для классификации рассматривает уровень социального пространства, на котором применяются технологии, и предлагает следующую классификацию:

-      глобальные технологии;

-      демографические;

-      экономические;

-      военные;

-      продовольственных кризисов, конфликтов, катастроф.

По сфере использования можно различать следующие социальные технологии:

-      социально-экономические;

-      социально-политические;

-      социальные;

-      духовные.

Таким образом, одной из важнейших предпосылок эффективности технологии социальной работы является наличие прочного теоретического фундамента, научной обоснованности сложившейся системы той или иной отрасли знания. Теоретическая обоснованность технологии социальной работы придает ей как определенной отрасли социального знания объективность и научную обоснованность, логичность, обеспечивает принципиальность и независимость суждений приверженцев этих знаний как среди теоретиков, так и среди практиков.

Технология социальной работы как форма особого освоения социальной действительности находится в тесном взаимодействии не только со смежными теоретическими системами и формами сознания, но и с практическим опытом, традициями, ритуалами, обычаями, социально-психологическими явлениями и фактами. Среди базовых факторов, способствующих формированию и развитию технологии социальной работы важное место занимает типология социальных технологий.