Технология социальной работы - 2. Общенаучные методы

2. Общенаучные методы

находят применение во многих областях, в том числе и в социальной работе. Среди них следует выделить:

-      метод научной абстракции. Он состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, сторон и выделении (вычленении) глубинной сущности процесса. В основе этого метода две ступени познания: во-первых, исследование начинается с конкретного анализа и обобщения эмпирического материала. Здесь выделяют наиболее общие понятия и определения науки; во-вторых, на основе уже познанных явлений, понятий происходит объяснение нового явления. Это путь восхождения от абстрактного к конкретному;

-      метод анализа и синтеза. Посредством анализа исследуемое явление, процессы расчленяют на составные части и исследуют каждую отдельно. Результаты анализа рассматривают целостно и путем синтеза воссоздают единую научную картину о социальном процессе;

-      метод индукции и дедукции. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим поло-

жениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным;

-      единство общего и особенного в теории и практике социальной работы. Технология социальной работы в широком смысле включает социальные теории процесса социального развития, представляет собой единство метода и многообразие методик;

-      исторический метод. Историческое исследование не только выявляет социальные закономерности возникновения, становления и развития явлений в контексте исторического времени, но и помогает разложить действующие в его процессах социальные силы, проблемы на составляющие, выявить их последовательность, определить приоритеты;

-      метод восхождения от простого к сложному. Социальные процессы представляют собой совокупность простых и сложных социальных явлений. В социальном развитии простые отношения не исчезают, они становятся элементами сложной системы. Сложные социальные явления, базируясь на простых (абстракциях, категориях) аспектах научного познания, концентрируют их и получают более емкие, но конкретные определения. Поэтому развитие от простых социальных процессов к сложным получает отражение в движении мышления от абстрактного к конкретному;

-      единство качественного и количественного анализа как метод познания социальных отношений. Социальные теории не могут ограничиваться выявлением лишь качественной стороны социальных процессов. Они исследуют также и количественные взаимосвязи, тем самым познанные социальные явления предстают в виде меры или как качественно определенное количество. Например, меру процессов представляют пропорции, темпы, показатели социального развития.

Единство качественного и количественного анализа требует применения математических методов и электронно-вычислительной техники в социальных исследованиях. В свою очередь, для этого необходимо методологическое определение места и роли математики в теории и технологии социальной работы.

Одна из особенностей современной науки - ее усиленная математизация. Это не значит, что применение математики в научных исследованиях, в решении и проверке эффективности человеческой деятельности -явление совершенно новое, возникшее только в ХХ веке. Еще в прошлом веке К. Маркс писал, что наука достигает совершенства только тогда, когда она использует математику;

-      генетический метод. Направлен на исследование преемственности процесса развития понятий, категорий, теории, методики и технологии социальной работы;

-      конкретно-социологический метод. Выясняет и показывает социальные связи, их эффективность, общественное мнение, обратную связь; включает в себя такие эмпирические методы, как анкетирование, интервью, беседа, наблюдение, эксперимент, тестирование и др.;

-      методы формализации - составление данных о процессах социального развития субъектов и объектов управления в виде схем, графиков, таблиц и т.д.;

-      метод аналогии - оценка конкретной социальной ситуации, итогов работы исходя из опыта оценки других организаций, субъектов и т.д.;

-      системно-структурный или структурно-функциональный метод. Направлен на выяснение целостности явлений, нового качества, выделение компонентов системы социального развития и работы, выяснение способа их взаимосвязи и функций.