Технология социальной работы - 2. Основные профилактические методы, применяемые в практике социальной работы

2. Основные профилактические методы, применяемые в практике социальной работы

Социальному работнику необходимо знать существующие методы профилактической работы, уметь эффективно использовать накопленный опыт для решения практических задач.

Социальному работнику, берущемуся за конкретную деятельность по предупреждению негативных тенденций в развитии клиентов, следует иметь в виду ряд принципиально важных моментов.

Во-первых, негативные тенденции, как правило, имеют прежде всего социально-экономический характер. Поэтому их продуктивное решение предполагает учет и реорганизацию всего комплекса факторов силами специалистов разных профессий. Социальному работнику необходимо выделить те аспекты проблемы, которые соответствуют его компетенции.

Грамотная постановка задачи, концентрация усилий по выбору соответствующих средств - необходимое условие успешности деятельности социального работника. Как правило, любая крупная социальная проблема носит комплексный характер, а значит, при поиске методов ее решения необходимо выделить ключевые точки для проведения собственно социальной работы.

Во-вторых, формулировка конкретных целей профилактической работы может вестись только на основе учета специфики конкретной ситуации. Трудно наладить работу с клиентом при решении, например, его материальных проблем, не зная его уровень доходов, или нельзя заниматься профилактикой асоциального поведения, не зная его виды и причины возникновения.

Это означает, что при постановке цели социальной работы по оптимизации социального состояния индивида должен быть четко определен объект (тип состояния) и предмет (вид профессиональной деятельности) направленности воздействия. Здесь возможно применение всего арсенала средств диагностического измерения индивида, система планирования работы с определенными этапами ответа на вопрос: "Для кого и что мы собираемся сделать?"

В-третьих, подбор адекватных средств для оптимизации социального состояния (самочувствия) клиента может вестись только на основе тщательно конкретизированной цели работы. Напомним, например, что функции социального управления имеют свое практическое выражение в целеполагании, исходной основой которого является взаимодействие желаемого, возможного и действительного. Социальный работник должен учитывать уровень, масштабность, временные рамки, назначение, формы и т.п. воздействия и осуществления управленческой деятельности. Как и в отношении диагностики, здесь не существуют "универсальные" профилактические средства, позволяющие одним и тем же способом ликвидировать неблагоприятные последствия отрицательных состояний во всем многообразии ситуаций.

В построении общей программы оптимизирующих мероприятий, безусловно, ведущую роль играет ориентация профилактической работы. В зависимости от того, на каком уровне планируется ее проведение (микро-, макроуровень и т.д.), в работе будут преобладать установки либо на устранение объективных источников развития негативных состояний (проективный план), либо на использование компенсаторных средств (коррективный план).

Непосредственная нацеленность на оптимизацию разных сторон социального развития - поддержание высокого уровня социального самочувствия, адаптация к новым экономическим условиям или снижение заболеваемости и т.д. - требует преимущественного привлечения разных профилактических средств и неодинаковой их компоновки (целевых установок) в рамках целостной системы.

В-четвертых, важнейшим моментом в деятельности социального работника является определение эффективности мероприятий. Это важно, в первую очередь, потому, что социальный работник (как и медик, психолог, педагог, согласно врачебной этике Гиппократа) должен оценивать свою деятельность в соответствии с главным принципом "Помогай людям и не навреди". Важно также, чтобы его реальная работа была ощутима, полезна,  представлена  в явной форме, понятной и неспециалистам, тем, на кого направлено профилактическое воздействие, и тем, кто санкционировал их проведение. В этих случаях не только возможно, но и необходимо опираться на анализ показателей социально-экономической, социально-психологической эффективности: удовлетворенность социальным обслуживанием (патронажем), сокращение заболеваемости, улучшение социально-психологического климата в коллективе, удовлетворенность трудом и др.

Радикальным путем устранения нежелательного явления служит искоренение причин его возникновения. Например, в трудовой деятельности социального работника важны условия (среда), где он сам осуществляет свою профессиональную деятельность, а также его клиенты. Одним из подходов здесь выступает реорганизация объективного содержания и условий деятельности. Он наиболее традиционен и наиболее полно раскрыт в разработках по психологии труда, прикладной психологии, эргономике. Его основными направлениями являются:

-      рационализация процесса труда с точки зрения составления оптимальных алгоритмов работы, типологизации схем решения трудовых задач, обеспечения оптимального распределения временных лимитов и т.д.;

-      усовершенствование орудий и средств труда в соответствии с психофизиологическими особенностями человека и с целью облегчения выполнения наиболее трудоемких операций;

-      рациональная организация рабочих мест (рабочих зон) и формирование оптимальной рабочей позы;

-      разработка оптимальных режимов труда и отдыха для компенсации своевременным и полноценным отдыхом истощения внутренних ресурсов человека в течение одного трудового цикла;

-      использование рациональных форм чередования различных трудовых заданий и обогащение содержания труда для снижения однообразия работы и устранения перегрузки отдельных психофизиологических систем;

-      нормализация условий работы по отношению к естественным для человека условиям среды обитания;

- создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, повышение материальной и моральной заинтересованности в результатах труда, формирование сознательной дисциплинированности и

др.

Действенность такого подхода доказана многочисленными научно-прикладными разработками и широко используется в разных сферах практической деятельности. Однако во многих ситуациях применимость таких мер существенно ограничена или просто невозможна. Это возникает вследствие недостаточного развития существующих технологий, в силу определенных организационных причин, непреодолимых внешних трудностей, (например, в условиях длительной изоляции и т.п.), а часто - в результате содержательной специфики труда, например, в профессиональной деятельности социального работника.

Одним из важнейших направлений в решении проблем человека является развитие системы психопрофилактической работы. В прикладном аспекте решение психологических задач индивида подчинено более общему целеопределению путей их предотвращения (профилактики) и коррекции. Отметим, что методы коррекции, направленные на частичное или полное изменение уже сложившегося состояния, могут рассматриваться как часть психологической работы в смысле подготовки необходимой базы для эффективного использования мер. Потребность в профилактических и кор-рекционных методах настолько высока, что их разработка и внедрение в жизнь нередко опережают формирование научно обоснованных представлений о механизмах развития и саморазвития человека.

В самом общем смысле под профилактикой неблагоприятных функциональных состояний понимается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития или на ликвидацию (полную или частичную) уже возникших состояний.

Существует множество способов улучшения или нормализации состояния человека. К их числу относятся и такие традиционные для наук о трудовой деятельности приемы, как оптимизация режимов труда и отдыха, тренировка и профессиональная подготовка, нормализация санитарно-гигиенических условий и эзотерические способы, например методики изменения состояний сознания, взятые из различных философ-ско-религиозных учений - йоги, дзен-буддизма, суфизма и т.д.