Технология социальной работы - 2. Социально-диагностические методы в социальной работе

2. Социально-диагностические методы в социальной работе

Среди общих требований, которым должны отвечать методы социальной диагностики, следует назвать валидность, надежность, однозначность и точность. Есть ряд и дополнительных, специальных требований, предъявляемых к выбору диагностических методов в социальной работе.

Во-первых, метод должен быть наиболее простым из всех возможных и наименее трудоемким из тех, что позволяют получить требуемый результат. Простая опросная методика иногда может быть предпочтительнее сложного теста.

Во-вторых, метод должен быть доступным не только для социального работника, но и для клиента при минимуме физических и психологических условий, необходимых для его проведения.

В-третьих, технология применения методов (инструкция) должна быть ясной и понятной. Она должна настраивать клиента на доверительную работу, на сотрудничество, исключающее возникновение побочных мотивов, способных отрицательно повлиять на результаты.

В-четвертых, обстановка и условия проведения диагностики не должны отвлекать клиента от соучастия в диагностике.

Существует множество методов диагностики, которые применяются в таких науках, как социология, психология, педагогика, экономика и т.д., и имеют социальную направленность. Социальный работник всегда стоит перед выбором: какому методу отдать предпочтение в конкретной ситуации? Выбор зависит от многих обстоятельств и от того, какие цели

и задачи преследуются, какой контингент является объектом диагностики, каков характер клиента и т.д.

Проблемы, которые необходимо решать социальному работнику во взаимодействии с клиентом или группой, бывают иногда тупиковыми, могут возникать нежелательные ситуации и обстоятельства, являющиеся преградой на пути достижения целей.

Если социальный работник хочет понять поступки клиента, он начинает с выявления причин соответствующих действий, т.е. мотивов поведения, в основе которых чаще всего лежат потребности.

Как известно, среди потребностей можно выделить:

-      биологические потребности - физиологические (голод, жажда, сон), половые, или сексуальные (потребность размножения), ориентировочные;

-      материальные - одежда, жилище, питание и т.д.;

-      социальные потребности - трудовые, познавательные, коммуникативные;

духовные потребности - нравственные, эстетические.
Неудовлетворенные потребности порождают социальные проблемы.

Это может выражаться в дефиците материальных средств, в отсутствии знаний и опыта, в деформации личности или психических заболеваниях, расхождениях между ожиданиями клиента и других людей, между личностными запросами и рамками социальной роли, в расхождениях, обусловленных изменением образа жизни или противоречивостью статусных ролей.

Некоторые исследователи выделяют условия и причины обострения взаимозависимости (К. Джерман, А. Гиттерман) потребностей и проблем: 1) переломные моменты, обусловленные образом жизни, статусными ролями и кризисными событиями; 2) отсутствие обратной связи с социальным и ближайшим окружением; 3) трудности в общении с членами семьи и представителями первичных групп и др.

Социально-диагностическая технология не только выявляет реальные проблемы, но и подсказывает дальнейшие пути развития, т.е. выполняет прогностическую функцию.