Технология социальной работы - 2. Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов

2. Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов

Адаптационные процессы проявляются в трех формах, характеризующихся различным соотношением стихийных и сознательных, приспособительных механизмов.

1. Преимущественно стихийное протекание адаптационных процессов. Оно проявляется в неудовлетворенности человека условиями его самореализации без достаточного осознания путей выхода из существующего положения. В этом случае завершением адаптационных процессов чаще   всего   является   отказ   (полный   или   частичный)   от   общественнополезной деятельности, перемещение центра активности личности в сферу досуга или самореализация человека в альтернативных группах, не входящих в социальную структуру общества. В современных условиях эти процессы находят свое выражение в переориентации человека на самого себя: всевозможные оздоравливающие системы, нетрадиционные способы психологической и физиологической самореализации, развитие "экстрасенсорных" способностей, стремление к мистическим и оккультным переживаниям и т.п.

2.  Другая форма, характеризующаяся примерно равным соотношением стихийных и сознательных элементов, проявляется в конструировании личностью идеальных моделей результатов деятельности без каких-либо усилий. Результат этой формы адаптации личности - конструирование всевозможных социальных утопий и их пропаганда.

3.  Третья форма адаптационных процессов связана с преобладанием сознательных элементов и выражается в формировании жизненных планов личности, целенаправленной жизнедеятельности. При прочих равных условиях эта форма адаптации в наибольшей степени способствует действительной самореализации личности и ее превращению в субъект общественного развития.

В практике социальной работы технология регулирования адаптивными процессами приобретает особую значимость в домах-интернатах для престарелых, других стационарных социальных учреждениях для детей и взрослых.

На 01.01.1994 г. в России функционировало 968 домов-интернатов, из них 352 - учреждения для престарелых и инвалидов, 436 - психоневрологические интернаты, 151 - детские дома для умственно отсталых, 6 - детские дома для детей с физическими недостатками, 37 - специализированные дома-интернаты (для бывших заключенных). Во всех домах-интернатах проживало 257 613 человек.

Одной из важнейших функций домов-интернатов, по существу придавшей новый облик этим учреждениям, является социальная адаптация и реадаптация.

Известно, что в старости, пожилом возрасте для людей характерны изменения физиологического аспекта, обусловленные возрастными изменениями физиологических и физических качеств организма. Перемены, происходящие в старости в области психической сферы, наблюдаются на различных уровнях. Помимо возможных личностных изменений (скупость, подозрение, недоверчивость, нетерпимость, ранимость и т.д.), связанных с процессом старения, возможны трансформации психических функций. К ним относятся нарушения памяти, внимания, эмоциональной сферы, психомоторной деятельности, ориентировки и в целом -нарушение адаптивных механизмов.

Ломка адаптивного механизма, свойственная пожилому возрасту, сказывается при смене места жительства, привычного окружения, при необходимости общения в непривычной обстановке и т.д. При этом возникают реакции дезадаптации, которые имеют различную степень выраженности, - от личностных до клинически очерченных.

Например, различным факторам риска дезадаптации пожилых людей в домах-интернатах противопоставляется группа альтернативных факторов, т.е. определенная технология социальной адаптации: мероприятия по профилактике предубежденности, негативного отношения к этим учреждениям и др.