Технология социальной работы - 2. Задачи учебного курса “Технология социальной работы”

2. Задачи учебного курса “Технология социальной работы”

Современный специалист социальной работы - это соционом, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, тонко улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный профессионально грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Его профессиональная деятельность, будучи связанной с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать и сочетать целый ряд специфических и достаточно сложных функций, а именно: нравственно-гуманистическую; организационно-управленческую; информационно-коммуникативную; аналитико-прогностическую; организационно-методическую; рекламно-пропагандист-скую; регуляционно-профилактическую; социоинтегративную и др.

Как специалист в области социальных отношений он должен знать теоретические и методологические основы социального управления, специфику организации социальной работы с различными категориями населения, ее историю, отечественные традиции и современный мировой опыт организации социальной защиты населения. Кроме теоретических знаний социальная работа как профессиональная деятельность требует и глубокой технологической подготовки, выражающейся в наличии навыков в области социально-психологического и ситуационного анализа, социально-организационной диагностики условий жизнедеятельности различных групп населения, проведения конкретно-социологических исследований, прогнозирования и выявления тенденций развития социальных процессов, оптимального выбора инструментария регулирующего воздействия на их протекание. Важными критериями профессионализма специалиста социальной работы являются организаторские способности, высокая общая и правовая культура, психолого-педагогический такт и компетентность.

На учебный курс «Технология социальной работы» в Государственной образовательной программе подготовки специалиста социальной работы возлагается достижение его главной цели - формирование профессионализма у будущих специалистов. Уровень, глубина и качество технологической подготовки определяют профессионализм работника в любой сфере деятельности. Не является исключением и деятельность социального работника. Следует заметить, что достижение указанной цели в курсе ―"Технология социальной работы" обеспечивается тесным сочетанием его содержания с другими дисциплинами и курсами образовательной профессиональной программы. Однако это не означает, что курс ―"Технология социальной работы" самостоятельно не решает образовательных и воспитательных задач. Учебный курс по технологии социальной работы призван осуществлять решение следующих учебно-воспитательных задач:

-      вооружать студентов знаниями теоретических основ технологии и методики организации социальной работы с различными группами населения по месту жительства и на предприятиях;

-      развивать у студентов творческое мышление, умение анализировать и оценивать конфликтные ситуации, грамотно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем;

-      формировать у будущих специалистов практические навыки и умения управленческой и организаторской работы, комплексного управленческого воздействия и влияния на состояние и поведение отдельных групп населения и отдельных граждан в экстремальных и конфликтных ситуациях.

В сочетании с другими специальными дисциплинами учебный курс «Технология социальной работы» призван способствовать и помогать выпускнику вуза:

-      овладевать методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, процедурой и методами внедрения социальных инноваций и применения их на практике;

-      познавать особенности социальной экологии, методы оценки состояния окружающей среды, овладевать экологической культурой;

-      учиться разрешать актуальные и специфические проблемы геронтологии, организовывать медико-социальное обслуживание инвалидов, людей пожилого и старческого возраста; социальную работу с различными социальными группами и категориями граждан;

-      развивать умения применять научные представления о природе и путях предупреждения и коррекции социальных девиаций и работать с девиантами и представителями групп риска;

-      овладевать технологией работы по решению проблем занятости населения и непосредственно с безработными, мигрантами и оказанию им моральной и материальной поддержки и помощи в трудоустройстве и социальной реабилитации;

-      применять знания специальных разделов психологии и педагогики, методы социальной статистики в социальной работе;

-      овладевать методикой исследовательской работы при анализе явлений и процессов социальной сферы, умением использовать результаты исследования в практике социальной работы.

Решение указанных задач обеспечивается структурой и содержанием курса «Технология социальной работы», который состоит из трех разделов.

Первый раздел «Теоретические основы технологии социальной работы» предполагает изучение теоретико-методологических основ учебного курса, сущности, содержания, инструментария технологии социальной работы, специфики и основных этапов технологического процесса.

Второй раздел ―"Общие методы и методики социальной работы" предполагает изучение типового инструментария, который используется в социальной работе с различными категориями населения и носит общенаучный характер. В этом разделе основное внимание уделяется изучению методов и методик, выработанных различными социальными науками и дисциплинами и синтетически использующихся в социальной работе как междисциплинарной области теории и реальной практики.

Третий раздел «Частные технологии социальной работы» изучает содержание и конкретные формы, методы и приемы социальной работы при оказании социальных услуг, поддержке и социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

При изучении технологии социальной работы используются как традиционные формы учебного процесса - лекции, семинарские занятия, конференции и собеседования, так и нетрадиционные - ―"деловые игры", решение ситуационных задач, тестирование, курсовое и дипломное проектирование на заданную тему и др.

Бюджет времени, отводимый на изучение курса ―"Технология социальной работы", регламентируется Государственным образовательным стандартом и включает все формы аудиторных и внеаудиторных учебных занятий, а также время самостоятельной работы и подготовки студента при изучении данного учебного предмета. Конкретное распределение времени по различным видам учебных занятий обусловливается конкретными организационными формами образовательного процесса и уровнем базовой подготовки студентов.

Сформировать высокий профессионализм будущих специалистов социальной работы - это значит обеспечить высокий уровень их технологической подготовки, это значит на занятиях добиваться органической связи теоретических знаний с жизнью, с практикой работы социальных служб и органов социальной защиты населения, это значит добиваться рационального использования времени, отводимого на проведение ознакомительной, учебно-производственной практики и стажировки.

Выполнение перечисленных условий во многом зависит от работы кафедр, определяется личным вкладом каждого преподавателя в учебную, воспитательную, методическую, научно-исследовательскую и организаторскую работу кафедр и их тесным взаимодействием.