Технология социальной работы - Бедность

Бедность

- это состояние, вызванное недостатком материальных ресурсов в течение определенного отрезка времени и в такой степени, что ведение нормального образа жизни и наличие условий жизни, которые являются привычными или, по крайней мере, поощряются или принимаются в обществе, становятся невозможными или чрезвычайно затруднительным.

Черта бедности - минимальный уровень реальных доходов, позволяющий гражданам данной страны в данный период времени при данном уровне цен покрывать расходы на удовлетворение самых основных материальных потребностей, то есть обеспечивать прожиточный минимум. Прожиточный минимум - минимальный набор продуктов питания, промышленных товаров и услуг, необходимый для обеспечения основных физиологических потребностей человека.

В начале 20-х гг. в СССР была разработана 17-ступенчатая тарифная система, первая ступень которой рассчитывалась как гарантированная минимальная заработная плата. Она и представляла прожиточный минимум. Однако с конца 20-х гг. не было возможности оценить масштабы бедности, так как публикации и анализ обследований бюджетов семей были прекращены после 1928 г. Долгое время феномену бедности вообще не уделялось внимания. Нерегулярную оценку масштабов бедности можно дать лишь начиная с 1975 г., когда было введено пособие для малообеспеченных семей. Именно тогда государство установило порог бедности, объявив критерием в проверке нуждаемости душевой доход в семье, равный 50 руб. в месяц. На этом уровне были установлены гарантированный минимум заработной платы и минимальная пенсия. В 1975 г. в СССР 16% семей рабочих и служащих находились ниже установленной таким образом черты бедности. Десять лет спустя (в 1985 г.) экономисты предлагали поднять "планку" бедности до 75 руб. на душу в месяц: при таком подходе в СССР около 11,3% всех семей оказывались ниже черты бедности. Доля бедных в населении России оставалась примерно на том же уровне и к началу 90-х гг. Как и в предыдущие годы, общественные науки избегали использовать термины "бедные" или "бедность".

Интересны данные Всемирного банка. Так, ВВП России в 1992 г. составлял 3000 долл. США на человека, в то время как в 1991 г. он составлял 3220 долл. США. В 1994 г. также отмечался рост числа лиц, живущих за пределами черты бедности. Среди причин этого обеднения отмечается таяние доходов в заработной плате за счет сильной инфляции. В 1993 г. первая статья доходов в бюджете семей была посвящена питанию и представляла собой 80% от заработной платы. В 1990 г. эта статья расходов составляла лишь 30% от заработной платы.

Напомним, что данные о семейных бюджетах позволяют оценить степень экономического развития страны. Обнаружил это в прошлом веке немецкий статистик Эрнст Энгель. Закон Энгеля гласит: по мере роста доходов семьи удельный вес расходов на питание понижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает.

Если исходить из закона Энгеля, то в экономическом развитии и по уровню благосостояния своих граждан лидируют Япония и США. Россия же с ее доходами (если даже брать за основу 40% расходов на питание) находится на последнем месте среди крупнейших стран мира. Столь же высокий уровень расходов на питание в США, Канаде и большинстве западноевропейских стран существовал 70-100 лет назад.

В России минимальная заработная плата и минимальная пенсия составляла в 1994 г. 2/3 стоимости минимального продуктового набора. Расчеты Л.С. Ржанициной показали, что за социальным порогом бедности (уровень прожиточного минимума) оказались 119 млн. человек или 80% жителей России, в том числе 62 млн. человек, или 43%, находятся за порогом физиологической бедности. Как отмечал известный экономист У. Пети, "ни одно общество, без сомнения, не может быть признано счастливым, если значительная часть его бедна и несчастна".

В настоящий момент в социальных науках сложилось две технологии определения бедности.

1.Абсолютный подход. Основан на понимании бедности как абсолютной категории. Уровень бедности определяется на основе прожиточного минимума. При этом подходе границы бедности (так же как и богатства) определяются экспертно, путем изучения уровня удовлетворения социальных потребностей семей разного типа и размера дохода.

В сравнительных международных исследованиях этот подход используется редко, т.к. сложно сопоставить стандарты потребления в разных странах.

2.Относительный подход. Бедность рассматривается как относительная категория. Бедными считаются семьи, доходы которых в значительной степени отстают от принятого в данном обществе стандарта благосостояния и не позволяют вести образ жизни, наиболее распространенный в обществе.

Этот подход более широко используется при проведении международных сравнительных исследований.

В данном случае за основу может быть взят показатель "среднедушевой доход семьи". К бедным будет отнесен такой слой людей, которые имеют доход, составляющий половину среднедушевого дохода в данной стране за данный период. К нищим будут относиться люди, чьи доходы составляют половину дохода бедных, или лишь четверть среднедушевого дохода по стране.

На практике широко распространено "административное" определение бедных. В этом случае прожиточный минимум практически не играет роль ориентира в социальной политике, а статусом "бедных" наделяются отдельные категории населения с наибольшим риском обнищания (многодетные семьи, матери-одиночки, пенсионеры).

Однако необходимо отметить, что на сегодняшний день измерение бедности осуществить чрезвычайно трудно. Нет четкой информации о жилищных условиях, наличии предметов длительного пользования, неизвестен удельный вес второй работы, реальные доходы и т.д. Например, по мнению В.Б. Медведева, выделяется три уровня измерения бедности: а) действующая статистическая модель - определение бедности количественным методом по принятым нормативам; б) расширенная модель статистического анализа; в) поддающиеся статистическому анализу типичные факторы риска.1

1 Медведев В.Б. Измерение параметров социальной группы "бедные" (методологический аспект)//Человек в системе социальных отношений. - М., 1996.

Проблема бедных - одна из самых сложных для любого правительства. С одной стороны, степень цивилизованности страны прямо опре-деляется тем, насколько сносные условия существования она может обеспечить своим беднякам. С другой - чрезмерная забота о бедных ослабляет стимулы к труду наиболее одаренных, трудоспособных и трудолюбивых граждан и грозит снижением общего уровня экономического развития страны. Это реальное противоречие экономики.

Например, даже в такой богатой стране, как США, существует чрезвычайно разветвленная система социальной поддержки беднейших семей, поскольку в этой стране примерно 33 млн. человек, или 13,5 % всего населения, имеют доходы ниже прожиточного минимума. Это значит, что эти люди живут ниже черты бедности, или, проще говоря, в бедности, поскольку не могут позволить себе приобрести тот набор товаров и услуг, который образует прожиточный минимум.

Поддержка нетрудоспособных граждан (например, инвалидов детства), многодетных или неполных семей - всех, кто по объективным причинам просто не в состоянии заработать себе хотя бы прожиточный минимум, осуществляется за счет налоговых и других поступлений в бюджет государства.

Чтобы понять роль государства как перераспределителя доходов между различными группами граждан (такие перераспределения обычно называют трансфертными платежами – от английского слова "трансферта" - передача).

2) Вторая важнейшая функция минимального бюджета - собственно функция нормативной основы социальной защиты. От минимального бюджета зависят размеры законодательно устанавливаемой минимальной зарплаты, а от нее, в свою очередь, - размеры всех пенсий, пособий, стипендий и прочих выплат, устанавливаемых как процентное отношение к размеру минимальной зарплаты.

Нормативно-информационной основой обеспечения этих гарантий являются    системы    нормативных    бюджетов,    прежде    всего    бюджеты

скромного достатка. Такие бюджеты разрабатываются государственными органами (Бюро статистики труда в США), научными организациями по заказам профсоюзов. Результаты их разработки - уровни скромного достатка и бедности - не являются официальными нормативными актами, однако служат основой при определении устанавливаемой правительством минимальной заработной платы, она корреспондируется с уровнем скромного достатка (минимума материальной обеспеченности в нашей терминологии). Такой уровень в среднем составляет примерно 70% к среднему уровню дохода. В большинстве стран принято, что минимальная заработная плата должна обеспечивать достойный уровень жизни одному работающему. Как правило, минимальная зарплата составляет 40-50% средней.

Уровень бедности может обеспечить только самые необходимые потребности - в питании и некоторых услугах. К такому уровню привязывается минимальное социальное пособие, на которое имеют право практически все граждане страны. Обычно размер социального пособия составляет 20-30% уровня средней зарплаты.

В странах с более высоким уровнем социальной защиты эти показатели менее дифференцированы. Так, в Швеции максимальная зарплата лишь в два раза больше минимальной, а минимальная составляет около трех четвертей средней. Проблема уровня доходов была всегда актуальной на всех этапах развития Советского Союза (российского общества). Так, в 1946 г. разрыв между 10% трудящихся с высокими и 10% самыми низкими доходами составлял 7,24 раза, в 1956 г. - 4,44 раза, в 1966 г.-3,26 раза, в начале 80-х гг. - примерно 3 раза. В целом в советское время сохранялась устойчивая тенденция к улучшению материального (финансового) обеспечения граждан.

C середины 80-х гг. можно выделить другую тенденцию социальной политики государства, в ее основе - не процесс выравнивания доходов, а, наоборот, - раскол общества на богатых и обездоленных, резкая имущественная дифференциация.

Разрыв доходов между бедными и богатыми в развитых европейских странах колеблется от 1:6 до 1:9. Если он превышает соотношение 1:10, то, по мировым стандартам, общество вступает в зону социальной нестабильности. В 1991 г. такой разрыв в России составил 1:5, в 1993 г. - 1:10,4, а в 1995 г. - 1:14,6. В Москве в 1996 г. разрыв составил 1:60, а по итогам декларирования доходов (1997 г.) (т.е. легально заявляемых доходов только работающих жителей) очевидно, что доходы двадцати процентов самых высокооплачиваемых и двадцати процентов самых низкооплачиваемых москвичей различаются в 36 раз. Необходимо также учесть, что среди 20% самых бедных москвичей есть свои самые бедные. Государство обязано противодействовать опасной социальной поляризации.

Нормативы минимального потребительского бюджета являются также основой для установления и пересмотра норм потребления в учреждениях сферы социально-культурных услуг, действующих на бесплатной основе: больниц, детских дошкольных учреждений и учреждений социальной защиты.

3) И, наконец, третья функция. "Потребительская корзинка" - набор предметов, входящих в состав минимального потребительского бюджета, - служит основой для регистрации индекса цен на товары и услуги, что, в свою очередь, является важнейшим элементом формирования системы социальной поддержки населения.