Технология социальной работы - Беседа в социальной диагностике

Беседа в социальной диагностике

- метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.

1 Жуков В.И. Потенциал человека: индекс социального развития// Семья в России.  - М., 1996, №1.

Пожалуй, основное требование, которому должен соответствовать социальный работник-диагност, - это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах.

Ведение беседы требует определенных знаний и навыков. Причем, имеются в виду знания не только по обсуждаемой в ходе беседы проблематике. Ведущему беседы необходимы знания по общей и социальной психологии, логике, риторике, этике и т.д.

Основные технологические условия, обеспечивающие успех беседы:

-      умение заинтересовать собеседника предлагаемой темой беседы;

-      создание атмосферы взаимного уважения и доверия;

-      искусное использование методов убеждения и внушения. Анкетирование

-  метод  сбора статистического  материала путем

формализованного опроса диагностируемых.

Вопросник (опросник-личностный) - совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться.

Метод экспертной оценки. Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

Социометрия - это содержание опросной методики и алгоритмов для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

Мониторинг - это организация постоянного отслеживания информации, наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.