Технология социальной работы - Деятельность социального работника

Деятельность социального работника

, содержание технологии зависят от этапа "прохождения" социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в доме-интернате. В основном это три этапа, которые подразумевают определенную технологичность в работе.

1. Пребывание в приемно-карантинном отделении. На данном этапе можно выделить следующие функции социального работника: разъяснить цели и задачи учреждения, познакомить с распорядком дня, расположением служб помощи и администрации. При этом могут использоваться разнообразные методы: беседа, консультирование, рассказ о досуге и быте учреждения (в форме стендов, альбомов, с помощью разных технических средств и т.д.) - все это должно способствовать адаптации, снизить неуверенность,  тревожность клиента.  В этот период  важно установить причину поступления в дом-интернат. Как правило, (около 40% случаев) поступления связаны с конфликтной ситуацией в семье, что осложняет эмоционально-психологическую адаптацию пожилых людей, способствует длительному сохранению негативных эмоциональных реакций и в связи с этим требует активного вмешательства социального работника в адаптационный процесс.

2.  Размещение для проживания в доме-интернате. После двухнедельного пребывания в приемно-карантинном отделении клиенты переводятся в отделение на постоянное место жительства. Этот этап характеризуется дополнительными эмоциональными нагрузками для человека. Перед ним встает проблема вынужденной адаптации к новым условиям с длительной перспективой. Успех социально-психологической адаптации зависит от многих факторов: подбора комнаты, соседей, психологического климата, традиций и т.д. Социальному работнику, чтобы облегчить этот период адаптации в новых условиях, необходимы сведения о характерологических особенностях пожилого человека, наклонностях и интересах, установках и привычках. Социальный работник может и должен также научить индивида общению, умению понимать боль другого, осмыслению ситуации совместного проживания и т.д.

3.  Третий, более длительный этап - проживание пожилого человека в доме-интернате первые 6 месяцев. Здесь встает проблема окончательного решения: остаться в доме-интернате на постоянное проживание или вернуться в прежние, привычные домашние условия. В этот период происходит критическая оценка как социально-бытовых условий в доме-интернате, так и своих возможностей для адаптации к ним. Одним из эффективных методов является так называемая «терапия средой», т.е. создание                  благоприятного          психологического        микроклимата. Этот процесс осуществляется совместно с медработниками, трудинст-рукторами, культработниками и библиотекарями, а также с помощью методов трудотерапии и т.п. Конечно, после этого этапа работа по адаптации не прекращается, так как и по истечение 6-месячного срока пребывания проблемы остаются.

Здесь очень важно сочетать как индивидуальные, так и групповые методы воздействия. Во многих домах-интернатах разрабатываются, например, «Индивидуальные программы социальной адаптации пожилого человека, проживающего в доме-интернате». Сюда включаются: трудовая деятельность, общественная занятость, досуг, общение, самообслуживание. В этой программе указываются сроки, ответственные за ее выполнение, отслеживается эффективность различных видов занятости в процессе адаптации.

В целом для работы с пожилыми людьми социальный работник должен осуществлять контакты с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни, знакомиться с состоянием здоровья клиента, его возможностями по передвижению, способностями к самообслуживанию.

Сложные проблемы возникают у лиц, освобожденных от наказания. Особенно остро встают семейно-бытовые проблемы, проблемы взаимоотношений в трудовых коллективах.