Технология социальной работы - Дискуссионная терапия

Дискуссионная терапия

. Является основным методом и используется регулярно с различными клиентами. На практике активность группы бывает разной; в дискуссии могут быть затронуты как актуальные проблемы, так и темы, связанные с биографическими данными клиентов.

На основании опыта психотерапевтов можно выстроить технологиче
скую цепочку групповой дискуссии, которая связана преимущественно с
фазами развития группы. Назовем основные содержательные моменты
групповой дискуссии: 1) знакомство членов группы; 2) обсуждение ожи
даний клиентов, их опасений; 3) переживание и обсуждение группового
напряжения, связанного с рассогласованием между ожиданиями клиен
тов и групповой реальностью; 4) нарастание сопротивления и агрессии в
отношении руководителя группы, соотношение этих переживаний с
прошлым жизненным опытом; 5) вскрытие истинных чувств к руководи
телю, их переработка, выработка групповых норм в отношении руково
дителя; 6) вскрытие проблем, связанных с самостоятельностью, ответст
венностью и активностью; 7) формирование адекватного отношения к
проблеме, которую необходимо решить, активной мотивации к участию
в работе группы, норм и традиций группы; 8) анализ групповой динами
ки с выходом на проблематику отдельного человека - собственно "рабо-
чая фаза" групповой терапии, в ходе которой решаются ее основные за
дачи: коррекция отношений, неадекватных эмоциональных реакций и
форм     поведения,     закрепление    и     генерализация    достижений;

9) обсуждение результатов терапии, подведение итогов.

Социотерапия - воздействие на социальное окружение клиента с помощью государственных и общественных организаций. Например, применяется в отношении родителей асоциального поведения и т.д.

Музыкотерапия - один из старейших методов воздействия на психику человека, который может использоваться и в лечебных целях. Групповые, индивидуальные музыкотерапевтические занятия включают в себя, с учетом актуальной ситуации в группе, музыкальную тему, вызывающую у слушателей переживания, связанные с их прошлым, настоящим и будущим. Отмечено, что этот метод наиболее эффективен, если музыкальное произведение исполняет сам терапевт, так как это способствует возникновению обстановки спонтанного взаимодействия, большей аутентичности, доверительности. Вместе с тем, возможны здесь и отрицательные моменты, - у клиентов возникает повышенная тревожность, утомляемость, раздражительность и т.д. Составление музыкальной программы требует определенной режиссуры, знания потребностей, уровня культуры подопечных, участвующих в данном терапевтическом действии. Для некоторых клиентов метод музыкотерапии является трудной формой, особенно если подопечный терапевта ощущает недостаточность музыкального образования или не имеет музыкального слуха.

Ритмотерапия тесно связана с музыкотерапией и другими средствами искусства, ритмом природы, присущими человеку естественными биоритмами жизни. Например, красивая ритмичная музыка способствует гармоничному эмоциональному развитию человека в труде, быту и т.д. В целом ритмотерапия дает возможность клиентам выполнять различные социальные роли и удовлетворять потребности в эмоциональных связях, развивает эстетические потребности и обогащает новыми средствами эмоционального выражения.

Арттерапия - терапия искусством. Существует несколько вариантов этого метода:

- использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами;

-      побуждение клиентов к самостоятельному творчеству;

-      использование произведений искусства и самостоятельное творчество клиентов;

-      творчество самого специалиста - лепка, рисование и др., направленное на взаимодействие с клиентом.

Цветотерапия. Например, замечено влияние и взаимосвязь производительности труда и цвета: при работе на короткий срок производительность труда (физического) при красном свете увеличивается, при синем - снижается. Так влияние сохраняется при умственном труде.

Известно, что у каждого человека имеется свое более или менее отчетливое отношение к тому или иному цвету и их различным сочетаниям, что позволяет использовать цветовые предпочтения в качестве диагностических методов. В плане диагностики существенное значение имеет отношение к тем или иным цветам самих клиентов, информацию о котором можно получить не только путем тестирования или расспроса, но и наблюдения (цвет костюма, галстука и т.д.) В отдельных случаях «социализированные» (и потому приобретающие знаковый характер) цвета могут оказывать такое же сильное воздействие, как и слова (например, портрет близкого человека в черном обрамлении, цвет флага и т.д.).

В ряде случаев важно обратить внимание клиентов на целесообразность социального выбора цвета одежды (рубашек, платья, костюма, галстука и т.д.) в зависимости от необходимости моделировать то или иное настроение. При всех спорах о различии действия того или иного конкретного цвета на эмоциональное состояние человека, имеются общие закономерности: длинноволновая часть видимого спектра (наибольшая длина волны у красного спектра, затем у оранжевого, желтого и т.д.) действует возбуждающе (мобилизует, стимулирует), а коротковолновая (начиная с голубого цвета) успокаивает или угнетает. Эти сведения также целесообразно сообщать клиентам и рекомендовать им учиться самостоятельно подбирать необходимый цвет как в целях стимуляции, так и коррекции своего состояния.