Технология социальной работы - Государственное регулирование

Государственное регулирование

предусматривает либо прямое регламентирование поведения хозяйственных субъектов, либо косвенное - через систему экономических методов. В первом случае используются административные методы воздействия: законы, приказы, инструкции, и т.д. Во втором - экономические регуляторы: цены, налоги, банковские проценты, преференции и санкции. В целом под экономическими методами управления хозяйственной деятельностью (нередко называемыми экономическими рычагами) принято понимать денежно-стоимостные категории, используемые в процессе производства, распределения и обмена товаров, в масштабах отдельных регионов и государства в целом. К подобным рычагам обычно относят такие, как ценообразование и цена, прибыль, плата за фонды, финансы, кредит, система субсидий и дотаций, налоги, валютный курс, государственные и местные бюджеты, зарплата и материальное стимулирование и др. Считается, что эти методы в отличие от административных побуждают коллективы и работников к действию не по указанию вышестоящих органов, а через интересы и потребности.

Нынешняя экономика России может быть выведена из кризиса не только за счет совершенствования рыночных методов хозяйствования, но и за счет радикального улучшения всей системы государственного регулирования и контроля за деятельностью производственно-торговых и финансовых структур.

Одним из факторов становления рынка и усиления стимулирования роста производства товаров и услуг является замена командно-административных методов управления преимущественно экономическими. Это обусловлено тем, что развитие предпринимательской деятельности в условиях динамично развивающегося рынка основано на самостоятельности предприятий в использовании основного и оборотного капитала, в организации производства и реализации продукции. Свобода предпринимательства во всех отраслях, производящих товары и услуги, а также в сфере товарного обращения и других областях коммерческой деятельности - важнейший принцип рыночной экономики.

В условиях развитого рынка целостная система названных методов выполняет следующие функции: регулирующую, балансирующую, распределительную и стимулирующую. С помощью экономических методов регулируются структурные сдвиги в производстве и обмене товаров, объемы и направления инвестиций, обеспечение занятости, структура экспорта и импорта товаров и другие процессы в экономике. В сбалансировании спроса и предложения, доходов и расходов государства особую роль играют бюджет, налоги, цены, кредитная и внешнеэкономическая политика. Комплексное их использование способствует усилению взаимосвязи рынка товаров, денег, рабочей силы и капиталов. Они играют также важную роль в преодолении инфляционных тенденций, укреплении денежного обращения и обеспечении устойчивого курса рубля. Благодаря этому создаются предпосылки для экономического роста.

Практика показывает, что экономические методы воздействия на производство и обмен товаров надо подкреплять организационно-административными мерами, что призвано способствовать рациональному распределению труда и укреплению межхозяйственных связей, перестройке хозяйственных систем, улучшению подготовки и расстановки кадров в органах управления и на предприятиях. Рациональное сочетание экономических методов с организационно-административными особенно необходимо в переходный период к развитому рынку. Это связано с тем, что в экономике России действует ряд факторов, осложняющих формирование эффективных рыночных структур. Так, в связи с распадом бывшего Союза нарушились экономические связи между предприятиями и государствами СНГ. Для их восстановления требуются не только экономические, но и организационные меры.

Зарубежный опыт подтверждает, что для обеспечения устойчивого роста производства и повышения уровня жизни народа необходимо рационально сочетать использование рыночного механизма регулирования на макроуровне с государственным регулированием экономики и ее сбалансированного развития на микроуровне и в крупных экономических регионах. Это находит свое проявление в политике цен, финансовой и кредитной политике, а также в области внешнеэкономической деятельности.

Нехватка необходимых законов и правовых норм регулирования на первом этапе реформ негативно отразилась на ходе и результатах перестройки коммерческих производителей, товаропотребителей и других структур.