Технология социальной работы - Индексация

Индексация

должна соответствовать текущему росту цен. Для регистрации ее создается служба наблюдения за ценами. С этой целью выбирается около тысячи товаров-представителей и около сотни услуг. Существующие в более развитых странах системы слежения за ценами, как правило, включают очень развитые сети (к примеру, в Венгрии сеть регистрации цен охватывает 400 населенных пунктов и более 2 тыс. магазинов).

Индексация представляет собой механизм корректирования денежных доходов населения с учетом индекса уровня потребительских цен. Механизм индексации состоит из индекса, на величину которого корректируются доходы, видов доходов, которые подлежат индексации, частоты их регулирования.

Напомним, что послевоенная экономическая обстановка на Западе характеризовалась двумя периодами в развитии инфляционных процессов. Складывающиеся механизмы государственного регулирования довольно широко использовали инфляцию в качестве стимула экономического роста, занятости и роста расходов на социальные цели. В дальнейшем инфляция приобрела самодовлеющий характер, возникла так называемая "инфляционная спираль", когда экономический рост заменяется ростом цен и доходов. В результате отрицательных последствий "стагфляции" в начале 80-х гг. было произведено коренное изменение в экономической политике государства, основой которой стало проведение антиинфляционных мер.

В соответствии с общим изменением курса экономической политики менялась и политика индексации доходов. С первой половины 50-х гг. индексация заработной платы стала закрепляться в коллективных договорах в форме повышения часовых ставок оплаты на официальный процент роста цен. Государство, в свою очередь, проводило повышение зарплаты государственных служащих, пособий и пенсий. В 60-х гг. был сформирован законодательный и организационный механизм индексации доходов. Он имел некоторые отличия. В странах Северной Европы и Италии индексации, в соответствии с опубликованным официальным индексом цен, подлежали все виды доходов всех лиц, работающих по найму. В Северной Америке и Центральной Европе закон устанавливал обязательную индексацию минимальной заработной платы, пенсий, пособий и зарплаты государственных служащих. Оплата труда остальных категорий работников регулировалась коллективными договорами. Пороговый уровень цен, являющийся сигналом для проведения индексации, колебался от 1 до 3%.

С начала 80-х гг., с переходом к антиинфляционной политике, начался почти повсеместный отказ от разветвленных индексационных систем. Вместо повышения зарплаты, автоматически следующего за повышением цен, стали прибегать к так называемому отсроченному повышению    -    закрепленному    в    договоре    обязательству    государства    и

предпринимателей повысить в течение определенного времени зарплату на определенный процент. Обязательной индексации подлежали минимальная заработная плата, пенсии и пособия.

Резкое падение уровня жизни населения в России в результате либерализации и роста цен требовало индексации доходов как минимум трех категорий населения: лиц с фиксированными доходами (пенсионеры, инвалиды, матери (отцы) с детьми); занятых на предприятиях и в организациях бюджетной сферы; работающих в отраслях, цены на продукцию которых регулировались государством.

В то же время любые действия по увеличению денежных доходов населения в условиях стагнации способствуют раскручиванию новых витков инфляции. Политика регулирования денежных доходов населения претерпела значительные изменения: вплоть до 1994 г. правительство рассматривало регулирование средств, направляемых на потребление, в качестве основного инструмента борьбы с инфляцией, и лишь при подготовке программы экономического развития России на 1995-1996 гг. было признано, что данный фактор является подчиненным по отношению к финансово-кредитной и бюджетной политике государства.

В 1993 г. в результате устойчиво высокого уровня инфляции изменился подход правительства к регулированию денежных доходов населения. Оно рассталось с иллюзиями эффективно контролировать доходы последнего и было вынуждено перейти от политики поддерживания среднего уровня доходов к адресной помощи наиболее социально уязвимым слоям населения.