Технология социальной работы - классификации и направления в психопрофилактике

классификации и направления в психопрофилактике

Существуют различные классификации и направления в психопрофилактике. В целом методы психопрофилактики можно (с некоторой долей условности) классифицировать по двум основными категориям: внешним и внутренним.

К группе внешних способов оптимизации функционального состояния относятся рефлексологический метод (воздействие на рефлексогенные зоны и биологически активные точки), нормализация режима питания, фармакотерапия, функциональная музыка и цветомузыкальные воздействия одного человека на другого (убеждение, приказ, внушение, гипноз).

К группе внутренних способов относятся: самогипноз, нервно-мышечная релаксация, идеомоторная тренировка и сенсорная репродукция, аутогенная тренировка, гимнастика и самомассаж, педагогическая психотерапия, групповой тренинг и т.д.

В практике социальной работы необходимо учитывать объект воздействия, т.е. осуществлять дифференцированный подход к выбору методов деятельности в зависимости от категорий населения. Например, в психологической службе в учреждениях интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работа психолога проводится по следующим направлениям:

1. Психопрофилактическая работа. Данное направление определяется необходимостью своевременно предупредить возможные нарушения в личностном и интеллектуальном развитии детей, создать условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе. Профилактическая работа проводится преимущественно с членами педагогического коллектива, опекунами и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности воспитанника.

В процессе психопрофилактической работы психолог осуществляет следующие конкретные мероприятия:

а) проводит психологическое обследование детей при поступлении в
детское учреждение интернатского типа и при переходе из одного дет
ского учреждения в другое (из дома ребенка в - дошкольный детский
дом, из дошкольного детского дома - в школьный или в школу-
интернат), а также на каждом новом возрастном этапе (при поступлении
детей в школу, при переходе из начальной школы в среднюю, при окон
чании неполной средней школы или полной средней школы) с целью
создания программы индивидуальной работы с каждым ребенком для
его оптимальной адаптации к воспитанию и обучению на новом этапе,
ранней диагностики возможных отклонений и их коррекции, развития
его личности и индивидуальности;

б) ведет работу по предупреждению психологической перегрузки и
невростических срывов у детей, связанных с особыми условиями их
жизни;

в) организует педагогические консилиумы с целью психологическо
го анализа поведения и развития воспитанника для наиболее полного
раскрытия индивидуальных особенностей его личности и способностей;

г) ведет работу по созданию благоприятного психологического кли
мата в детском учреждении интернатского типа: оптимизирует формы
общения в педагогическом коллективе (взрослый - взрослый), способст
вует улучшению норм общения педагогов с детьми (взрослый - ребе
нок), консультирует педагогов и других работников детского учреждения
по широкому кругу проблем, как профессиональных, так и личностных;

д) способствует развитию коммуникативных навыков профессио
нальной деятельности педагогов, осуществляет мероприятия по преду
преждению и снятию психологической перегрузки членов педагогиче
ского коллектива;

е) ведет работу по адаптации воспитанников к широкому социаль
ному окружению за пределами детского дома или школы-интерната, оп
тимизирует взаимоотношения воспитанников с членами их семей (пра
родители, опекуны и т.д.) в случае, если такие взаимоотношения сохра
няются.

Необходимо также отметить, что важным аспектом работы психолога (социального работника) является консультирование. Методы консультирования прежде всего направлены на работу со здоровым человеком. Основная цель психологического консультирования как метода профилактики состоит в том, чтобы оказать помощь личности в условиях психологического дискомфорта, научить положительно относиться в миру, "чтобы любить и работать" (З. Фрейд), "самоактуализироваться" (А. Маслоу), быть "о кей" (Э. Берн, Х. Харрис), "ценить себя" (К. Роджерс).