Технология социальной работы - Комплексные планы социальной профилактики правонарушений

Комплексные планы социальной профилактики правонарушений

различных уровней должны быть органически взаимосвязаны. В региональном плане следует предусматривать общие и наиболее важные мероприятия, реализация которых возлагается на определенных субъектов профилактической деятельности (например, профсоюзный орган, прокуратуру, органы внутренних дел и др.). Соответствующие органы, организации и учреждения, расположенные на данной территории, в своих планах воспроизводят адресованные им мероприятия регионального плана, в необходимых случаях детализируя их, а также включают конкретные мероприятия профилактической деятельности, вызванные спецификой соответствующих субъектов.

В целях повышения персональной ответственности за выполнение комплексных планов социальной профилактики правонарушений целесообразно указывать конкретных исполнителей предусмотренных в них мероприятий.

Так, по данным криминологов, в одном административном районе иногда действует до 40 различных органов, занимающихся проблемами предупреждения преступности несовершеннолетних.

Сроки, на которые разрабатываются комплексные планы социальной профилактики правонарушений, нужно увязывать с периодом действия текущих и перспективных планов экономического и социального развития регионов, отраслей народного хозяйства и трудовых коллективов.

При комплексном планировании социальной профилактики правонарушений необходимо руководствоваться следующими принципами:

-      принцип директивности, состоящий в обязательности и своевременности исполнения в полном объеме мероприятий, предусмотренных комплексным планом социальной профилактики правонарушений;

-      принцип системности, означающий как всесторонность воздействия взаимосвязанного комплекса экономических, социально-культурных, демографических и иных мер на всю систему факторов, обусловливающих правонарушения, так и согласованность деятельности субъектов профилактики в процессе разработки и реализации комплексного плана социальной профилактики правонарушений;

-      принцип конкретности, требующий включения в комплексный план социальной профилактики правонарушений определенных, четко и ясно сформулированных мероприятий, сроков выполнения и органов, организаций и лиц, ответственных за их реализацию;

-      принцип реальности, предполагающий включение в комплексный план социальной профилактики правонарушений лишь таких мероприятий, для реализации которых имеются необходимые материальные, технические, финансовые, кадровые и иные ресурсы;

-      принцип законности, обязывающий включать в комплексный план социальной профилактики правонарушений лишь такие мероприятия, равно как пути и средства их осуществления, которые полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.

Эффективность запланированных мер профилактики должна по возможности оцениваться с учетом изменений динамики правонарушений и обусловливающих их факторов. Так, качество и эффективность воспитательной работы, правовой пропаганды могут выразиться в изменении показателей, характеризующих:

-      непроизводительные потери рабочего времени, текучесть кадров;

-      образовательный и культурный уровень отдельных групп населения;

-      степень активности общественности в борьбе с правонарушениями;

-      скрытые от учета правонарушения.

Для оценки эффективности выполнения плана профилактики правонарушений могут проводиться выборочные конкретно-социологические исследования путем изучения общественного мнения.