Технология социальной работы - Консультирование в области профилактической работы с детьми

Консультирование в области профилактической работы с детьми

(подростками) имеет следующие задачи:

-      информирование родителей (педагогов, социальных работников и др.) о возрастных и индивидуальных особенностях изучаемого субъекта;

-      своевременное первичное выявление у субъектов психосоматических отклонений и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;

-      предупреждение вторичных отклонений в области развития и рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с психопатологами и врачами);

-      составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения субъекта для объектов воздействия (педагоги, родители, социальные работники и др.);

-      составление рекомендаций по воспитанию субъектов в семье (совместно со специалистами по семейной терапии, социальными работниками, педагогами);

-      проведение коррекционной работы в специальных группах при консультации с детьми и родителями.

Одной из важнейших и наиболее сложных задач профилактики для социального работника в области правонарушений, семейных отношений, воспитания детей является работа с семьей.

Необходимо учитывать, что на развитие семьи влияют разнообразные факторы:

-      социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, плохие жилищные условия);

-      методико-санитарные (экологические условия труда и быта, хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери);

-      социально-демографические (неполная, либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);

-      социально-психологические (деструктивные отношения родителей, родителей и детей, педагогическая несостоятельность родителей и их низкий образовательный уровень, деформированные ценностные ориентации);

-      криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи и т.д.).

Поэтому социальному работнику необходимо уметь выстроить доверительные отношения, технологию взаимодействия с семьей с целью профилактических мероприятий по возникновению социальных отклонений детей. Можно выделить шесть стадий установления доверительных отношений между людьми в процессе общения (Л.Б. Филонов), отметим некоторые из них:

1. Начальная стадия. Необходимо завоевать доверие родителей: "снять" с себя всякий отрицательный настрой по отношению к подростку, отыскать в нем положительные качества, которые были бы приятны для родителей, что в целом поможет снять напряжение, негативное отношение, например, к социальному работнику.

2. Расширение тем доверительных бесед, создание своеобразной эмоционально-насыщенной среды, т.е. ситуации, когда родителям необходим социальный работник как слушатель, понимающий, сочувствующий и заинтересованный в полном знании особенностей личности подростка и условий его воспитания.

3. Утвердившиеся доверительные отношения перерастают в активное взаимодействие семьи и представителей превентивных служб.

Отметим также, что важной формой психологического консультирования является семейное консультирование, описанное в работах В.В. Столика, А.С. Спиваковской и др.

В настоящее время проблема предупреждения уклонений от военной службы у солдат и сержантов по призыву выдвинулась в число актуальных и важных задач превентивной педагогической науки. Как показывает практика, предупреждение и преодоление различных видов уклонений от военной службы имеют давнюю и поучительную историю.

Некоторые проблемы, аспекты социальной работы с допризывной молодежью автор уже разрабатывал1 и, в частности, раскрыл основные особенности военно-патриотического воспитания, рассмотрел службу в армии как один из видов социальной деятельности индивида.

Анализ различной источниковой базы, реальной практики деятельности и поведения людей позволил констатировать, что наряду с некоторыми позитивными изменениями, происходящими в стране и Вооруженных Силах, наблюдается устойчивая тенденция к отрицательной направленности       отношения       российской       молодежи       к       военной       службе,       де-

1 Ерохин Ю.С. Социальная работа с допризывной молодежью/Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. - М., 1992. - С. 118-122.

вальвации ее социальной значимости и необходимости. Если в 1985 г. число так называемых "уклонистов" составило всего 443 человека, то в 1991 году - уже более 16 тысяч, в 1993-1994 гг. - вследствие массового недобора призывников в войска - более 44 тысяч, а только осенью 1996 года число уклоняющихся от военной службы достигло 37 тысяч человек1.