Технология социальной работы - недооценка регулирующей роли государства

недооценка регулирующей роли государства

Итак, недооценка регулирующей роли государства на первом этапе радикальных экономических реформ явилась основной причиной следующих негативных тенденций в экономике и социальной сфере:

-      чрезмерно большое и длительное сокращение производства ВВП ввиду разрыва хозяйственных связей и потери управляемости предприятиями во всех отраслях народного хозяйства, особенно в промышленности, капитальном строительстве, сельском хозяйстве;

-      снижение реальных доходов подавляющей части населения в связи с высокими темпами инфляции и сокращением национального дохода;

-      необоснованное увеличение разрыва между доходами богатых людей и средней заработной платой работников отраслей производства, особенно с размером минимальной оплаты труда;

-      - ухудшение финансового положения предприятий и государства, что проявилось в небывалом увеличении бюджетного дефицита, кризисе взаимных платежей и образовании крупной задолженности по выплате заработной платы;

-      сокращение доли национального дохода и, соответственно, финансовых инвестиций, направляемых на развитие науки, образования, здравоохранения и другие социальные нужды;

-      слабо контролируемый государством вывоз из страны десятков миллиардов долларов лицами, разбогатевшими на перепродаже товаров и финансовых махинациях;

-      небывалый рост преступности, коррупции, расхищения государственного имущества и присвоения сбережений населения.

Для преодоления указанных тенденций требуются внесение корректив в проводимые реформы и соответствующее изменение курса экономической политики.

В широком смысле понятие социальной защиты (социального развития) включает целый комплекс институтов, являющихся непременным атрибутом всякого развитого общества. Создаваемая в настоящее время система (например, объединение Министерства социальной защиты населения РФ и Министерства труда РФ) должна охватить те ее элементы, которые могут смягчить действие факторов социального риска, возникающих в результате становления рыночных отношений. Необходимо понимать, что труд, трудовая деятельность существенно повышают социальную защищенность населения в рыночной экономике. Рынок положил начало новым трудовым отношениям, сделал экономически невозможной нерациональную занятость, предъявил спрос на рабочую силу определенного качества и, соответственно, возникла объективная необходимость формирования новых социальных технологий, призванных обеспечить социальную защиту индивидов, социальных групп.

В формирующуюся систему социальной защиты входят

:

-      государственная система развития современных технологий, обусловливающих научно-технический прогресс, которые ориентированы на высокую производительность труда и обеспечение рациональной занятости; изменение роли науки, ее большая направленность на решение социальных задач;

-      система социального страхования и пенсионного обеспечения, а также четких правовых гарантий по их выплате;

-      увеличение потребления и поддержание покупательной способности населения в условиях роста цен; индексация фиксируемых доходов по мере изменения цен; установление минимальной заработной платы в соответствии с (реальным) прожиточным минимумом;

-      материальная помощь малообеспеченным, нетрудоспособным гражданам и многодетным (неполным) семьям;

-      финансирование и контроль государства за подготовкой, переподготовкой кадров и их трудоустройством;

-      определенный уровень образования, медицинской помощи, жилищного обеспечения, сферы услуг, экологической защиты, повышение роли системы социальной защиты как гаранта социального развития индивида;

-      налоговые льготы предпринимателям, вкладывающим средства в образование, систему социальной защиты, благотворительные фонды.

В рыночной экономике государство использует разнообразные методы (способы) в соответствии с выработанной политикой. Существуют два основных способа государственного регулирования экономики:

-      централизованный, или законодательный, т.е. административно-директивный;

-      децентрализованный, или косвенный, через воздействие на механизм рынка, т.е. предпринимательская деятельность регулируется посредством товарно-денежных отношений, свободной купли-продажи, цен, правил торговли, налогообложения и т.д.