Объектами социально-профилактического воздействия
являются те негативные факторы жизнедеятельности людей, которые способствуют совершению правонарушений; те недостатки в воспитательной деятельности и стереотипы поведения, которые влекут за собой противоречивые и другие антиобщественные поступки.
Круг объектов социально-профилактического воздействия чрезвычайно широк. Поэтому конкретные объекты социально-профилактического воздействия определяются в процессе предпланового изучения состояния правопорядка в регионе, отрасли народного хозяйства, трудовом коллективе.
Объекты социально-профилактического воздействия можно условно подразделить на четыре основные группы:
- негативные стороны в объективных условиях жизнедеятельности людей (материальная и социально-культурная база, уровень благосостояния и жилищно-бытовые условия, техническая оснащенность производства, технологический процесс, условия труда и т.п.);
- негативные стороны в организационно-управленческой деятельности государственных и общественных органов самоуправления (система общего и специального образования, социально-бытовое обслуживание, средства массовой информации, учреждения культуры, идейно-воспитательная и культурно-массовая работа, и др.);
- негативные стороны в межличностных отношениях и поведении людей (отношения между людьми в процессе трудовой деятельности, в быту и на отдыхе, семейные отношения и т.д.);
- негативные явления в правосознании и социально-правовом мышлении.
Воздействие на социально-профилактические объекты осуществляется тесно связанными между собой общими, специальными и индивидуальными мерами.
Общими являются меры, не предназначенные исключительно для профилактики правонарушений, но объективно содействующие их предупреждению или сокращению (улучшение условий труда, отдыха и быта трудящихся, повышение образовательного и культурного уровня
населения, совершенствование воспитательной и культурно-массовой работы среди различных социальных групп, и особенно среди несовершеннолетних, и т.д.)
Специальные меры предназначены исключительно для профилактики каждой разновидности правонарушений (дисциплинарных, административных, гражданских и уголовных) и направлены непосредственно на факторы, влияющие на сокращение правонарушений (проступков и преступлений).
Индивидуальные меры предназначены для воздействия на лиц, склонных к нарушению правопорядка (усиление охраны общественного порядка, улучшение воспитательной работы, повышение уровня социального контроля за поведением лиц, ранее совершивших правонарушения, и особенно преступления, и др.)
Социально-профилактические меры могут быть направлены:
- на повышение уровня правосознания населения региона, работников отрасли народного хозяйства, членов трудового коллектива, их социальной активности в сфере борьбы с правонарушениями;
- на предупреждение любых или определенных видов правонарушений отдельными социальными группами;
- на становление нового социально-правового мышления, позволяющего грамотно решать задачи комплексного планирования профилактики правонарушений.
Комплексный план социальной профилактики правонарушений должен быть обоснованным, реально обеспеченным соответствующими материальными и иными ресурсами, отражать специфические условия жизнедеятельности региона, отрасли народного хозяйства, трудового коллектива. При его разработке целесообразно обеспечить:
- выбор наиболее актуальных целей профилактической деятельности;
- максимально полное использование возможностей системы управления экономическими и социально-культурными процессами с учетом компетенции и функций отдельных органов управления, соци-
альной активности населения, новых условий, которые возникают в результате реформ во всех сферах общества;
- объединение и рациональное использование имеющихся в регионе, отрасли народного хозяйства, трудовом коллективе сил и средств для профилактической работы;
- сбалансированное развитие всех ведущих направлений профилактической работы и охват ею всех составных частей данного региона (городской и сельской местности, отдельных населенных пунктов, районов и территориальных зон со значительным количеством антиобщественных проявлений).
При разработке региональных комплексных планов социальной профилактики правонарушений следует учитывать, что специфическими особенностями, в частности, обладают регионы: промышленные, промыш-ленно-аграрные, быстро развивающиеся и относительно стабильные центры; сверхкрупные, крупные, средние и малые города; новостройки, портовые, курортные, сельские районы. Особенности каждого из таких регионов должны быть учтены при организации, разработке и реализации комплексных планов социальной профилактики правонарушений.