Технология социальной работы - Основным направлением социальной политики государства в области доходов

Основным направлением социальной политики государства в области доходов

с 1993 г. и по настоящее время стало регулирование минимального уровня доходов различных категорий населения (заработной платы, пенсий, пособий). Главным инструментом такого регулирования является показатель "прожиточный минимум", который представляет собой минимально допустимую физиологическую норму потребления одним человеком 19 важнейших продуктов питания.

Предполагалось, что будут предложены меры, позволяющие приблизить минимальные размеры оплаты труда и социальных выплат к реальному прожиточному минимуму. На практике уже в 1992 г. прожиточный минимум превышал минимальный оклад, в дальнейшем этот разрыв лишь увеличивался. Соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума, достигавшее своего максимума в конце 1992 г. - приблизительно 365%, далее также уменьшалось и сегодня составляет лишь около 150%. Если в 1992-1993 гг. соотношение средней пенсии и прожиточного минимума пенсионера имело положительную динамику, то начиная с 1994 г. оно стало ухудшаться и впервые в 1995 г. средний размер пенсии опустился ниже прожиточного минимума.

При проведении индексации (как в нашей стране, так и во многих других странах) обычно допускаются следующие манипуляции: 1)"в корзину" включаются, как правило, самые дешевые и недоброкачественные товары с разной возможностью роста цен; 2) объем потребления определяется по физиологическому минимуму и нередко бывает даже значительно ниже этого минимума; 3) индексация доходов осуществляется с значительным опозданием и отставанием от фактического роста цен, открывая возможности дополнительно "прикарманивать" доходы населения.

Таким образом, опыт проведения мероприятий социальной защиты показывает, что они могут являться действенным инструментом поддержания жизненного уровня, однако вводимые в настоящее время основные элементы новой системы не носят абсолютного характера, и некоторые из них, к примеру индексация доходов, в условиях реформирования экономики применяются в крайне ограниченных и неэффективных формах.

В настоящее время в ряде регионов страны проводится в жизнь система адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения. Основными отличиями программы адресной социальной защиты от принятых ранее являются: исключение массовых "уравнительных" льгот   для   больших   групп   населения  с   различными   уровнями   доходов

(все пенсионеры, учащиеся 1-4 классов и т.д.); планирование помощи (адресность материальная, натуральная и др.) только социально незащищенным группам населения с уровнем душевого дохода ниже стоимости продуктовой корзины минимального потребительского бюджета (в семье - душевой доход с учетом всех поступлений семьи). Например, в Московской области таких граждан всего 16 категорий. Существует определенная технология по организации наблюдений и расчета средних цен для определения стоимости потребительской корзины.

Осуществляются разнообразные формы адресной социальной помощи. Например, мастерские "Бытсервис" (Одинцовский район) принимают в ремонт у престарелых граждан, пользующихся услугами отделений социальной помощи на дому, бытовую технику, взимая плату в размере 50%. Также в соответствии с договором принимают на работу инвалидов. Кроме того, в Московской области предприятия, оказывающие населению по доступным ценам услуги, объем которых составлял не менее 70% от общего объема работ, в 1994 г. были освобождены от уплаты налогов на прибыль и землю, местных налогов, зачисляемых в бюджет. Создаются социальные парикмахерские, организуется специальное банное обслуживание пожилых людей и инвалидов и многое другое. В городе Электросталь появилась еще одна форма обслуживания "Договор купли–продажи квартиры с условием пожизненного содержания", что помогает эффективнее наладить работу с одинокими нетрудоспособными гражданами.

Итак, группа социально-экономических методов объединяет все те способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиентов. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи, установления льгот и выплаты единовременных пособия и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкций, и т.д.

Изменения, происходящие в нашем обществе, в частности переход к рыночным отношениям в экономике, требуют кардинальной перестройки всех основных элементов общественных отношений. Успех радикальной экономической реформы, социальное состояние общества, его стабильность в значительной степени зависят от того, насколько органично взаимодействуют свойственные рыночной экономике мотивации и стимулы к труду, свобода и масштабы предпринимательской деятельности с эффективной социальной защитой населения и материальной поддержкой его наиболее социально слабых слоев.

Вопросы для обсуждения

1.     Сущность и содержание экономических методов и их роль в социальной жизни.

2.     Назовите основные экономические методы косвенного и прямого воздействия на социальную практику.

3.     Раскройте и проанализируйте основные методы, механизмы воздействия на систему социальной защиты населения в период перехода к рыночным отношениям.