Технология социальной работы - Особую группу составляют процедурные методы

Особую группу составляют процедурные методы

, рассматриваемые в плане основных этапов организаторской деятельности: целеполагание, постановка задач (методы определения, формулирования и отображения целей); решение (методы подготовки и принятия решений); организационно-исполнительская деятельность (методы распределения и закрепления функций, задач, прав, обязанностей и ответственности); кадровое обеспечение (методы оценки, подбора и расстановки кадров); ресурсное обеспечение (методы определения и распределения ресурсов); распорядительство (административные методы); определение времени работы (методы определения времени, необходимого для реализации целей, выполнения задач, работы); контроль (методы контроля за исполнением). Выявление содержания процедур позволяет типизировать стиль деятельности специалистов социальной сферы, разрабатывать рекомендации по его улучшению, совершенствованию.

В целом, выполняя эти обязанности, руководитель социальной службы или специалист в области социальной работы выступает в нескольких ипостасях.

Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий определенным коллективом людей.

Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

В-третьих, это дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.

В-пятых, это инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство (деятельность) то или иное изобретение или рационализаторское предложение.

В-шестых, это просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.

Работа управленца - это сплав необходимых знаний и искусство использования накопленного опыта в конкретных условиях, умение прилагать теоретические представления к обоснованию конкретных решений, действий.

Интересно охарактеризовал требования, предъявляемые к управленцу, к его знаниям Р. Фалмер. Они в полной мере могут быть адресованы руководителям социальных служб и учреждений, специалистам социальной работы. ―Управляющий - это историк, пытающийся извлечь пользу из опыта других, психолог, учитывающий особенности природы других людей, ученый-социальный психолог, признающий, что групповое состояние является очень важным инструментом управления, специалист по управлению группой на основе понимания общественных систем, логик, использующий последние методы принятия решений, математик, использующий системный подход к решению проблем, и сложный коммуникационный центр - принимающий, упорядочивающий и перераспределяющий информацию‖ (9).

Одним из важнейших этапов технологии социального управления является процесс выработки и принятия решений, который осуществляется с помощью разнообразных приемов и методов организации работы людей. Существуют разнообразные методы выработки и принятия управленческого решения: метод «мозгового штурма», метод общественной дискуссии, метод голосования «за - против», метод ―635‖, метод деловой игры, метод Гордона, метод Дельфы, метод Дельбека, метод утопических игр и др. (10). Каждый из этих методов имеет определенную технологию. Например, метод «мозгового штурма» предполагает следующие методические правила:

-      правильно выбрать место проведения и его оборудование;

-      подобрать группы участников (не более 10-12 человек);

-      ознакомить участников с правилами: не критиковать других, высказывать как можно больше идей;

-      позаботиться о размещении участников (целесообразно размещать их за столом в форме латинских букв U или V лицом друг к другу, но так, чтобы они видели таблицы и прочие материалы с правилами и записями высказанных идей);

-      обращать внимание на правильность формулирования проблем;

-      не вмешиваться в дискуссию;

-      знать методику проведения группового занятия;

-      рационально использовать время.

Важно выделить следующие четыре этапа проведения «мозговой атаки»:

-      характеристика анализируемой проблемы;

-      выработка максимально возможного количества ее решений, даже самых, на первый взгляд, невероятных;

-      выбор наиболее рациональных идей для дальнейшей проработки;

-      разработка альтернативных решений проблемы, что обычно занимает основную часть времени.

Открытость, богатое воображение, проработка и перекрещивание идей, отсутствие критики, заторможенности, поиск аналогов решений -все это обычно приносит реальный и высокий результат.

Главная задача социальной работы как процесса управления в системе социального обслуживания населения - помочь развить творческий, жизненный потенциал, заключенный в каждом индивиде, посредством полномочий и административных методов, обезопасить социально ущемленные слои населения от негативного воздействия стихийных рыночных отношений, негативных последствий социально-экономических реформ в обществе.

Вопросы для самоконтроля

1.     Раскройте и проанализируйте организационно-распорядительные методы.

2.     Назовите     и     охарактеризуйте     основные     функции     социального управления.

3.     Какие методы управления применяются при решении социальных проблем?

4.     Особенность    и    задачи    технологий    социального    управления    в практике социальной работы.