Технология социальной работы - Планирование

Планирование

предполагает:

-      определение целей деятельности;

-      выбор средств осуществления поставленной цели;

-      обеспечение необходимыми ресурсами;

-      определение формы организации жизнедеятельности и социальной помощи;

-      создание программы достижения поставленной цели;

-      определение конкретных сроков и объема выполнения программы;

-      учет результатов деятельности;

-      корректировку принятых программ;

-      научно    обоснованное    предвидение    результатов    реализации программы;

-      постановку новых задач и целей,  вытекающих из реализации программы.

Планирование как функция управления имеет сложную структуру и реализуется на практике через свои подфункции: прогнозирование, моделирование и программирование.

Прогнозирование - научное предвидение будущего, определение конечного состояния клиента (объекта воздействия) на перспективу, ее переходных состояний.

Моделирование - идеальная разработка различных ситуаций и состояний развития объекта в течение всего планируемого периода.

Программирование предполагает возможность выявить этапы последовательного перехода в новое состояние. Сюда входит разработка

самого алгоритма функционирования системы, определение необходимых ресурсов, выбор средств и методов социальной деятельности социальных учреждений, служб и специалистов.

Заканчивается планирование доведением содержания плана до исполнителей, а также корректировка плановых заданий с учетом вновь выявленных резервов преобразовательной деятельности.

Вместе с тем на любой стадии развития процесса социального управления могут возникнуть проблемы (внутренние, внешние), которые будут тормозить достижение функциональных целей и задач. Социальному работнику необходимо предпринять определенные действия, чтобы изменить создавшуюся ситуацию. Можно выделить следующие задачи, решение которых будет способствовать достижению поставленной цели:

1.   Распределение ролей. Социальный работник должен уметь найти единственно верную позицию, вариант участия в данной ситуации. Например, как считает психотерапевт В. Леви, в работе учителя содержится около 40 ролей неявных, скрытых: оратор, рассказчик, артист, «нянька», опекун, воспитатель, контролер, оценщик, критик, информатор, консультант, эксперт и т.д. На наш взгляд, многие эти позиции, роли «проигрываются» и социальным работником.

2.   Общение и установление коммуникаций. Взаимоотношения социального работника с клиентом строятся на основе общения. Технология общения многолика и здесь важны как теоретические знания, так и практические навыки, соблюдение определенных психологических правил.

3.   Установление межличностных отношений. Управлять - это значит знать тонкости и приемы психологического, педагогического, административного воздействия на клиента. Один из способов выхода из критических ситуаций состоит в том, чтобы ненавязчиво использовать все средства убеждения, чтобы заставить клиента следовать твоим советам и рекомендациям. Вежливое обращение и доброжелательность самым «волшебным» образом действуют и заставляют клиентов двигаться в нужном направлении. То, что в других  условиях могло казаться «грозным» приказом, теперь превращается в вежливую просьбу, выполнение которой становится приятной обязанностью.

4.   Поэтапное        разрешение       конфликтных       противоречий. Если проблему нельзя снять полностью и сразу, специалист в области социальной работы должен решать ее «по частям».

5.   Уточнение цели. Эта работа связана с постоянным анализом, диагностикой существующей ситуации и принятием соответствующего решения.