Технология социальной работы - Практика профилактической работы

Практика профилактической работы

находится в постоянном развитии, и тем не менее можно выделить некоторые основные моменты, касающиеся ее содержательной части.

1. Любое важное событие в жизни человека, включая его семью, друзей, соседей, место жительства, работы или учебы, природную среду и т.д., является важным для понимания того, что происходит сегодня, и того, что, возможно, случится завтра.

Повседневная жизнь изобилует стрессовыми факторами, но, поскольку они медленно накапливаются, обладая так называемым кумулятивным эффектом, ни один из них в отдельности не может считаться причиной той или иной сложной социальной проблемы.

Поэтому методы профилактики имеют системный характер, т.е. они направлены на искоренение источников стресса как в самом человеке, так и в социальной и природной среде и одновременно - на создание условий для приобретения человеком необходимого опыта решения возникающих перед ним проблем.

2. Службы профилактики стремятся не столько реагировать на эти
проблемы, сколько предотвратить их появление. Они обращены к здо
ровым гражданам, еще не вступившим в полосу предсказуемого жиз
ненного кризиса или предсказуемых проблем, возникающих в результа
те неожиданных событий (например, проблемы, с которыми сталкива
ются дети после развода родителей).

Такая установка на работу со здоровым клиентом предполагает оказание дифференцированных услуг, учитывающих мотивы клиента, его отношения с социальным работником и источники вознаграждения последнего.

Взаимоотношения между клиентом и социальным работником должны строиться на основе взаимного уважения, с пониманием того факта, что каждый из них вносит свой посильный вклад в решение данной проблемы.

3. Методы профилактики обычно включают в себя обучение людей
новым навыкам, которые помогают им достичь поставленных целей и
сохранить здоровье. В то же время работа соответствующих служб на
целена на такие изменения социальной среды, которые бы поддержива
ли и стимулировали нормальную жизнедеятельность человека. Систем
ный подход учитывает все эти взаимосвязанные факторы. Традиционные
методы оказания помощи в большинстве своем могут быть использова
ны и для профилактики. Например, тренинг позитивного жизненного
настроя был разработан для терапевтических целей, но он широко ис
пользуется для поддержания полезных социальных навыков.

4. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд профилактических мер принимается задолго до их возникновения, а другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблемы.

5. И, наконец, профилактика призвана находить оптимальные решения как при достижении поставленных человеком целей, так и при предотвращении предсказуемых проблем, - в этом ее непреходящие ценность и значение.

Социальная профилактика правонарушений представляет собой комплекс конкретных социальных мер (экономических, организационных, управленческих, культурно-воспитательных и иных), осуществляемых в целях предупреждения правонарушений, уменьшения их количества вплоть до полного искоренения путем выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению.