При исчислении прожиточного минимума
до начала 1990 г. минимальный прожиточный бюджет, который должен был лечь в основу социальных гарантий, разрабатывался практически чисто нормативным методом, с использованием статистической информации в качестве вспомогательной. Бюджет включал приблизительно триста разновидностей различных товаров и услуг, объединенных в "потребительские корзинки": продукты питания, гардероб, предметы бытового и хозяйственного назначения, общесемейного пользования, предметы санитарии и гигиены, лекарства, социально-культурные услуги, содержание детей в дошкольных учреждениях и т.п.
Поскольку потребности разных групп населения различны, нормативы потребления по конкретным продуктам определялись по различным демографическим группам населения: детей по 4 возрастным группам, трудоспособных мужчин и женщин, пенсионеров, жителей города и деревни, семей разного состава. Для количественного определения норм потребления использовались данные специальных научных исследований, статистические данные, экспертные оценки.
Базовой информацией для расчета норм потребления продуктов питания являлись разрабатываемые научным советом при Президиуме АМН СССР "Физиологические нормы потребления пищевых веществ для различных групп населения СССР". Эти нормы рассчитывались по основным пищевым веществам: белкам, жирам, углеводам, незаменимым аминокислотам, микроэлементам, витаминам. Расчеты производились для различных половозрастных категорий населения, а также 5 групп тяжести и интенсивности труда с распределением профессий (наиболее распространенных) по этим группам.
Минимальные нормы потребления продуктов питания определялись для первой группы интенсивности труда по набору продуктов, обеспечивающих нижнюю границу содержания необходимых питательных веществ. Для детей принимались рациональные нормы потребления. В результате "потребительская корзинка" продуктов питания, включающая примерно 70 наименований продуктов питания, обеспечивала в среднем уровень потребления несколько ниже среднего, регистрируемого органами статистики уровня, но имела более сбалансированную структуру, чем в группах населения с уровнем среднедушевого дохода ниже 100 рублей. Так, в предлагаемой "корзинке" выше удельный вес бел-ковосодержащих продуктов и овощей и ниже - хлебопродуктов.
Нормативы потребления непродовольственных товаров индивидуального пользования состояли из нормы обеспеченности, дифференцированной по социально-демографическим группам населения, среднего срока службы и объема годового приобретения. Для предметов общесемейного пользования сначала производилась оценка для семей различного состава, а затем выводились среднесемейные и среднедушевые характеристики.
Отдельным вопросом является уровень цен, принимаемых при расчетах стоимостных объемов годовых покупок и, следовательно, годового и месячного объемов минимального потребительского бюджета. Традиционные методики, совпадающие в этом плане с общепринятыми мировыми положениями, предполагали использование в расчетах прейскурантных цен. Величина прожиточного минимума в денежном выражении в 1988 г. была рассчитана с учетом цен колхозного рынка и установлена в размере 84 рублей в месяц.
Создаваемая в настоящее время система социальной защиты населения во многом базируется на опыте наиболее развитых зарубежных стран с рыночной экономикой. Однако, если в России ее основные элементы создаются одноразово, на законодательной основе и в основном на государственной экономической базе, то во многих других странах система социальной защиты явилась результатом достаточно длительного развития и отличается множеством форм и экономических источников. В то же время системы социальной поддержки имеют и общие, вырастающие из основных особенностей социализированной экономики, стороны, что позволяет творчески заимствовать опыт других стран. Рассмотрим с этой точки зрения основные элементы системы социальной защиты (схема 2).
Схема 2
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ И ПОТРЕБЛЕНИЯ
Минимальный потребительский бюджет - нормативная основа системы социальной защиты. С какими же конкретными функциями это связано?
1) Прежде всего, объем минимального потребительского бюджета является той границей, которая очерчивает уровень малообеспеченности. Все лица, уровень дохода которых ниже его, автоматически должны являться объектами социальной защиты и иметь право на помощь общества, так как они попадают в категорию бедности.