Технология социальной работы - Приоритетными направлениями миграционной политики РФ

Приоритетными направлениями миграционной политики РФ

являются:

-     защита прав и интересов граждан РФ на ее территории и за ее пределами;

-     управление миграционными процессами РФ, регулирование въезда и выезда мигрантов, осуществление миграционного контроля, стабилизация и минимизация миграционных потоков;

-     содействие социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов в РФ путем создания законных и гуманных условий их приема и размещения; оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам;

-     осуществление сотрудничества с международными организациями в области миграции населения.

Основными задачами ФМС являются:

разработка проектов федеральных и межрегиональных миграци
онных программ и обеспечение их реализации;

-     распределение средств из республиканского бюджета для решения проблем миграции и контроль за их использованием;

-     организация приема и временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ, а также оказание им помощи и содействия в обустройстве на новом месте жительства;

-     разработка и реализация мер в области внешней трудовой миграции;

-     защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством и подготовка предложений по совершенствованию этого законодательства;

-     организация контроля за миграционными процессами и миграционной ситуацией в стране;

-     определение в соответствии с действующим законодательством правового статуса лиц, прибывающих или намеревающихся прибыть на территорию РФ.

Кроме вышеперечисленных государственных служб, призванных заниматься вопросами миграции, существует также несколько общественных фондов: «Содружество», российский фонд помощи беженцам «Соотечественники» и др. Стратегия фондов такова. С самого начала своего существования здесь отказались от идеи помощи отдельным гражданам, так как это не самая рациональная форма использования материальных средств. Помощь адресовалась: ассоциациям и общинам беженцев, уже организованным группам людей, четко знающим, что они могут и хотят, будь то строительная бригада, объединение фермеров или деловых людей, реально просчитавших многие идеи, в том числе и идею возрождения угасших русских деревень.

Уже к началу 1993 года фонд «Соотечественники» смог реально помочь нескольким десяткам тысяч человек, отделения фонда существуют во многих других городах России. Фонд не только финансирует, но и контролирует исполнение программ, например программу по общинному размещению и комплексному обустройству переселенцев, в рамках которой  только   в   Псковской   области   было  устроено   и  работало

1100 семей переселенцев, в основном из Прибалтики, а также Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Нагорного Карабаха.

Опыт деятельности российских фондов помощи переселенцам подчеркивает: только путем четкой и слаженной работы и государства, и общественных организаций можно прийти к положительным сдвигам в положении мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев.

Для решения всего сложного и многообразного комплекса миграционных проблем Федеральной миграционной службой России с участием территориальных органов ФМС, министерств и ведомств, посольств в государствах ближнего зарубежья, общественных объединений, занимающихся проблемами миграции, а также ведущих специалистов Центра социальной демографии Института социологии РАН, Института проблем занятости РАН и Центрального института труда разработана Федеральная миграционная программа, включающая все направления работы с мигрантами.

18 января 1995 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление №64 «О реализации Федеральной миграционной программы», предусматривающее:

-      разработку порядка выделения мест для размещения беженцев и вынужденных переселенцев из числа одиноких инвалидов, престарелых и детей-сирот;

-      участие органов социальной защиты населения в разработке адаптационных программ;

-      разработку предложений по методической разработке программы профориентации;

-      разработку предложений по освидетельствованию мигрантов во ВТЭКе;

-      разработку системы льгот для мигрантов, переселяющихся в районы Сибири и Дальнего Востока;

-      разработку международных и межгосударственных договоров по вопросам миграции;

- реализацию мероприятий по социальной адаптации и трудовой реинтеграции.1

Согласно Указу Президента РФ «О Федеральной миграционной программе» №1668 от 9 августа 1994 года в Федеральную программу должны ежегодно вноситься изменения с учетом социально-экономической ситуации в России, а также должна проводиться научная разработка проблем развития миграционных процессов.

После присоединения России в ноябре 1992 года к Конвенции ООН 1951 года о статусе беженцев, а также принятия Законов Российской Федерации «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» перед Россией встала глобальная проблема: определить за короткий срок статус сотен тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, которые в силу объективных и субъективных причин находятся и продолжают прибывать на нашу территорию с нарушениями паспортно-визового режима и фактически бесконтрольно.

Указанная категория иностранцев включает в себя в основном граждан из государств дальнего зарубежья: афганцы, сомалийцы, курды, иракцы, ангольцы, покинувшие места проживания ввиду нестабильной обстановки в их странах, а также вьетнамцы, китайцы, иранцы, шриланкийцы, индусы, заирцы и другие. Количество подобных лиц не поддается точному учету и контролю. По оценочным данным, их насчитывается более 500 тысяч. Только в столице и Московской области осело более 180 тысяч человек. Основная масса этой категории иностранных граждан рассматривает Россию в качестве транзитного пункта и пытается любыми способами выехать в развитые капиталистические страны, избегая в большинстве своем учета и регистрации.

В то же время среди иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в настоящее время на российской территории, имеются желающие получить статус беженца в России, политическое убежище и натурализоваться.

1 См.: Постановление Правительства РФ от 18 января 1994 г. «О реализации Федеральной миграционной программы».

Отсутствие договоров между Россией и республиками бывшего СССР, членов СНГ, по вопросам иммиграции, эмиграции и беженцев создают дополнительные сложности в решении проблем работы с лицами, ищущими убежища в Российской Федерации, начиная от проблем въезда-выезда до вопросов организации процедуры депортации незаконных мигрантов.

Кроме лиц, ищущих убежища в России и за ее пределами, к этой категории относятся лица, прибывающие в страну для ведения незаконной коммерческой деятельности, включая торговлю оружием и наркотиками, незаконную переправку рабочей силы в страны Западной Европы.

Проблема неконтролируемой миграции обостряет криминогенную обстановку и наносит ущерб безопасности страны.

Для решения проблем, связанных с незаконной иммиграцией, необходимо создать систему действенного контроля, которая обеспечит проведение миграционной политики, отвечающей интересам государства, а также защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства в решении вопросов, касающихся выезда из страны и въезда в страну, выбора местожительства.