Технология социальной работы - Прямые и косвенные методы государственного регули рования

Прямые и косвенные методы государственного регули рования

Итак, среди прямых и косвенных методов государственного регулирования можно выделить следующие направления:

1. Государство является собственником и активным субъектом рынка. Помимо функции политического организатора социума государство выступает собственником, активно участвующим в рыночных отношениях на основе свободно заключаемых договоров купли-продажи, контрактов, госзаказов и др., и тем самым воздействует на рынок, на его цены, соотношение спроса и предложения, использование ресурсов и т.п. Формы и методы здесь разнообразны: наследование недвижимости в силу исторических традиций (событий), новое строительство или выкуп акций у частных предприятий, принудительная или добровольная национализация с возмещением потерь, конфискация, секвестризация (изъятие или запрещение пользования и распоряжения имуществом) и т.д. Зачастую государства ассимилируют огромные средства в бюджете, что позволяет им выступать кредиторами частных организаций, банков, являться заемщиками и кредитовать отдельные отрасли, оказывая тем самым активное воздействие на денежное обращение, инвестиционную политику и на другие рыночные отношения.

2.  Мероприятия по деэтатизации (разгосударствлению) государствен
ной собственности. Формы разгосударствления (деэтатизации) могут быть
разнообразны:

-      приватизация - передача госсобственности в частное пользование за плату;

-      восстановление социальной справедливости в виде возврата имущества, предприятий бывшим собственникам;

-      выкуп предприятий трудовым коллективом (возможно в рассрочку);

-      аренда с последующим выкупом;

образование совместных государственно-частных предприятий и т.д.
Рыночные организации производства предлагают различные формы:

ведение семейного или кооперативного производства с использованием полученных в пользование и владение средств производства (земельный участок, дом, магазин, мастерская, транспортные средства и т.д.); владение акциями предприятия; получение ренты (проценты, дивиденды) в сберегательном банке.

Мировой опыт показывает, что внедрение частной собственности -это не панацея от всех бед. Одна из самых больших фирм в мире "Дженерал моторз" принадлежит не одному хозяину-предпринимателю, а всем людям, которые на ней работают и являются ее акционерами: директорам, служащим, рабочим.

3.  Законодательная регламентация предпринимательства. Большин
ство современных государств не выдают приказы (команды) хозяйст
вующим субъектам, но правовая регламентация бизнеса имеет опреде
ленную технологическую направленность: регистрация (открытие)
фирмы, контроль хозяйственно-финансовых результатов деятельности,
законы о банкротстве (ликвидации) предприятий, антимонопольные
(антитрестовские) законодательства, законы о защите потребителей от
недобросовестной деловой практики и многое другое;

И в то же время необходимо признать, что даже экономические и правовые механизмы не всесильны при решении некоторых социальных проблем; многое зависит и от самих людей, участников экономических отношений. В этом смысле характерно высказывание Г. Форда: "До тех пор, пока мы ждем от законодательства, что оно уврачует бедность и устранит из мира привилегии, нам суждено созерцать, как растет бедность и умножаются привилегии...".1

Нормативно-правовые акты, в целом право являются формой, в которую облекается политика государства, в том числе и социальная. Роль и назначение права состоят прежде всего в том, чтобы служить осуществлению политики, но эту роль оно может выполнить только при условии строжайшего соблюдения всех его норм. Вне законности право либо бесполезно, либо вредно.

4. Государственная поддержка малого бизнеса. Во многих государствах "малый" бизнес является органической частью современного рыночного хозяйства, велика его роль в решении экономических, научно-технических и социальных задач.

5. Налоговая политика. Налоговая система является косвенным методом воздействия на рынок и всю экономику. Налоги выполняют следующие функции:

 

-      финансовые - аккумуляция средств в бюджете с целью государственных расходов;

-      стимулирующие - развитие приоритетных отраслей экономики, предпринимательской деятельности;

-      тормозящие - влияние на импорт и экспорт, сдерживание объемов инвестиций и др.

Налогообложение является важным инструментом социальной политики государства. В США, например, налоги составляют около 1/3 всей стоимости производимых товаров и услуг в течение года. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов.

Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. - М., 1989.- С. 14.

6.   Государственное регулирование цен. Как правило, в условиях свободной рыночной экономики цены устанавливаются на основе принципа свободы предпринимательства, но государство вмешивается в систему ценообразования в исключительных случаях (война, острый дефицит отдельных товаров, всплеск инфляции и др.) Однако многие государства проводят активную ценовую политику, т.е. практика свидетельствует, что в рыночном хозяйстве цены не отпускаются на волю рыночной стихии и устанавливаются не только под воздействием равновесия спроса и предложения.

7.   Государственная регламентация учета и отчетности. Эффективность рыночной экономики во многом зависит от продуманной системы информации, статистики, что, в свою очередь, требует объективности в учете и отчетности. В некоторых странах, например в США, Великобритании, дана большая свобода в ведении бухгалтерского учета и предоставлении отчетности. Вместе с тем любая фирма обязательно указывает методы и приемы при составлении финансового отчета.

В других странах (Германии, Швеции, Японии, Франции) существует законодательная регламентация внешней отчетности. Отчетность служит в одних случаях для исчисления налогов на прибыль, оценки финансовой устойчивости или дает возможность сравнивать и сопоставлять результаты деятельности различных фирм и др.

8.   Кадровая политика. Система подбора и расстановки кадров помогает регулировать социально-экономические процессы в государстве. Как правило, государство не вмешивается в решение этой проблемы на уровне частной фирмы, хотя зачастую оформляет трудовые отношения соответствующим законодательством, в том числе по регулированию деятельности профсоюзов. Важной стороной здесь является подбор и расстановка, ротация кадров в государственном аппарате. Активно участвует государство в организации всевозможных школ бизнеса, университетов, колледжей для обучения менеджеров и т.п.

9.   Внешнеэкономическая, протекционистская и фритредерская политика.   Современные   государства   играют   активную   роль   во   внешнеэкономических связях: торговых, научно-технических, валютных, культурных, туристических. Внешнеторговые отношения определяются двумя направлениями: протекционизм и фритредерство. Протекционизм имеет глубокие исторические корни, но и в настоящее время многие государства имеют специальные таможенные законодательства, регламентирующие и регулирующие порядок экспортно-импортных операций. Вместе с тем развитые страны также проводят политику фритредерства -обеспечение свободы торговли и невмешательства государства во внешнеторговые связи;

10. Разработка государственных программ и прогнозов. Во многих странах эти рычаги активно используют как эффективное средство государственного регулирования экономики. Государственные программы помогают внедрять новые технологии в экономике и в области социального развития населения.

Исходя из сложившейся ситуации, система хозяйственных механизмов должна включать в себя масштабные, четко скоординированные социальные программы и быть ориентирована не на все население страны, но прежде всего на менее защищенные контингенты населения. Например, в настоящее время в России финансируются такие программы федерального значения, как "Дети-инвалиды", "Дети России", "Социальная защита пожилых людей", и многое другое.

Вышеуказанные направления государственного регулирования активно влияют на систему социальной защиты населения, которая формируется на макро- и микроуровнях развития общества, с целью решения как долговременных (стратегических), так и кратковременных (тактических) задач. Специалисты в области социальной работы, владеющие социальными технологиями, должны использовать в своей практической деятельности все имеющиеся в их арсенале экономические методы для оказания помощи индивидам в решении наиболее острых социальных проблем в условиях переходного периода и становления в России рыночных отношений.