Технология социальной работы - Психогимнастика

Психогимнастика

- одна из форм психотерапии, при которой взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции участников группы, а также выработку умения выражать чувства, желания, - свои и другого человека. Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений: я иду по воде, по горячему песку, спешу на работу, возвращаюсь с работы и т.п. Соединение мимики, жеста, движения и осязания создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов. Для клиента это является необходимым переживанием и познанием того, что своим телом можно выразить мысль чаще убедительнее, чем словом.

Натурпсихотерапия, или воздействие природы. Иногда говорят о ландшафттерапии. Значение этого метода будет возрастать вследствие урбанизации социальной среды, ухудшения экологической обстановки, роста отчужденности человека от природы.

Логотерапия, или разговорная психотерапия. Специалист разговаривает с клиентом, вербализируя для него его эмоциональное состояние, с помощью этого клиент сам справляется с трудной ситуацией. В его личности происходит перестройка, которую он самостоятельно обнаруживает как конструктивные изменения в самом себе, что приносит удовлетворение, повышает степень самоуважения, способствует становлению зрелой личности.

Библиотерапия. В ходе чтения клиент ведет дневник, анализ которого помогает объективно оценить состояние пациента. Список книг психотерапевт подбирает сам в соответствии с проблемой клиента.

Имаготерапия - использование в целях терапии игры образами (imago (лат.) - образ). Человек создает динамический образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле.

Вышеназванные методы являются наиболее общими для всей психосоциальной работы.

В технологии социальной работы нельзя отдавать предпочтение какому-либо терапевтическому методу или считать его панацеей от всех бед. Воздействие на клиента наиболее эффективно, когда оно применяется с учетом условий и ситуации, приобретенного опыта, факторов, усиливающих мотивацию подопечного. Клиент, нуждающийся в целенаправленной терапевтической помощи должен осознавать и понимать, что терапия является одним из важнейших методов решения его проблем. При таком осознанном подходе терапевтическая помощь может быть более эффективна. Кроме того, социально-терапевтическое воздействие зависит от организационной структуры социального учреждения, его кадровых возможностей и личных предпочтений персонала.

В настоящее время еще не сложилась система специальной подготовки кадров в области социальной терапии, хотя потребность в специалистах данного профиля постоянно растет. Поэтому каждому социальному работнику необходимо владеть знанием и технологическими навыками ведения так называемой «врачебной» беседы, установления психотерапевтического контакта с пациентами.

Обучение сотерапевтическим методам - процесс непрерывный, зависящий от меняющихся социокультурных условий, уровня знаний о функционировании человека. Важное значение имеет самообразование, прослушивание лекций, размышления и дискуссии на темы практической психотерапевтической помощи и др.

Вместе с тем хорошим социальным работником является не тот, кто просто изучает различные методы и терапевтические уловки, а тот, кто благодаря контактам с клиентом будет все лучше и лучше понимать другого человека и обогащать свой собственный мир переживаний, ибо перенесение определенных чувств на другого человека происходит не методами, а человеком.

Вопросы для самоконтроля

1.   Сущность и содержание социальной терапии.

2.     Содержание   и   значение   индивидуальных   и   групповых   методов терапии.

3.     Назовите и охарактеризуйте основные методы социальной терапии.