Технология социальной работы - Распорядительные (административные) методы

Распорядительные (административные) методы

используются для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации и направлены на решение конкретных задач. Выделяется две формы использования этих методов: письменно-документальная и устная. Такие формы распорядительного воздействия, как директивы, указы и постановления, проявляются только в письменно-документальной форме, а приказы, распоряжения и указания - в обеих.

Распорядительное воздействие методов направлено прежде всего на устранение возникающих трудностей, недостатков в профессиональной деятельности. Они предопределяют объем предполагаемой работы, что нужно делать и когда, кому делать, сроки и предпологают систематический контроль и проверку исполнения.

Дисциплинарные методы. В социальной работе реальное воздействие на людей, когда приходится решать многочисленные проблемы, немыслимо    без    порядка    и    внешнего    распорядка    правил    дисциплины.

Имеется в виду не только соблюдение трудовой дисциплины, но и установление личной и профессиональной ответственности перед клиентами, коллективами, группами. Правильное сочетание различных видов ответственности повышает эффективность и действенность организационных методов управления.

Если обобщить взгляды на содержательную сторону организационной деятельности, то можно сформировать следующий состав входящих в нее мероприятий:

-      четкое и ясное определение целей и задач;

-      отбор исполнителей на основе оценки, с их точки зрения, наилучшего использования их качеств, потенциала в интересах дела;

-      передача решений, расстановка исполнителей в соответствии с целями и задачами учреждения, распределение полномочий;

-      обеспечение исполнителей средствами производства и создание необходимых для их рационального использования материальных условий;

-      создание системы совместного труда путем налаживания межличностных отношений и взаимной заинтересованности в общей работе;

-      согласование и координация отдельных работ;

-      обеспечение единства взглядов и целеустремленности всех членов организации;

-      контроль за ходом выполнения поставленных целей, задач и распоряжений.

Некоторые методы управления могут в определенных условиях выступать в качестве функций управления, точно так же, как последние - в качестве методов управления. Это объясняется тем, что функции есть форма выражения сущности и содержания управления. Поэтому на различных уровнях управления может происходить качественная смена форм проявления процесса социального управления.

Форма социального управления выступает способом организации взаимодействия субъекта и объекта, отношений между людьми, их совместной деятельности в управленческом процессе.

Если метод управления - это последовательность необходимых действий людей в ходе решения управленческой проблемы, то форма управления - структура отношений, связей между людьми при выполнении этих действий. Форма управления определяет те организационные рамки, в которых осуществляются эти действия. Существуют индивидуальные и коллективные формы управленческой деятельности.

Классифицируются методы и по функциям управления. Понятие «функции» в социальной практике связано с деятельностью, обязанностями, работой социальных служб и учреждений. Социальное управление имеет отчетливо выраженное содержание, которое образует систему функций, т.е. отдельных относительно самостоятельных, но тесно связанных видов соответствующей деятельности. Функции управления -это объективно необходимая, относительно самостоятельная часть управленческой деятельности (элемент управления), характеризующаяся специфическим содержанием, универсальностью осуществления, особой пространственно-временной формой выражения.

Содержание социального управления как процесса раскрывается в его функциях, представляющих собой виды деятельности, с помощью которых субъект управления воздействует на управляемый объект.

Анализ процесса управления с точки зрения его функций составляет основу для установления объема работы по каждой из них, определения численности управленческих работников и в конечном счете - проектирования самой структуры и организации аппарата управления.

Всем социальным субъектам социального управления, специалистам социальной работы свойственны следующие общие функции: постановка и ранжирование целей; планирование способов достижения целей, в том числе обеспечение необходимыми материальными и нематериальными ресурсами; контроль и координация совместной деятельности; обсуждение и решение проблем, регулирование отношений с персоналом и клиентами; установление связей и информационное обеспечение; контроль за качеством и количеством социальных услуг, предоставляемых клиентам; оценка будущих потребностей организации; выполнение представительских функций организации или учреждения.

Одна из важнейших функций социального управления - планирование. Оно реализуется через систему принципов. В числе этих принципов можно указать: обоснованность, директивность, отражение единства общегосударственных, коллективных и личных интересов индивидов, оптимальность планов, их сбалансированность, единство планирования, его комплексность.