Технология социальной работы - Технологическая компетентность специалиста социальной работы

Технологическая компетентность специалиста социальной работы

означает овладение научными и практическими методами смежных наук, так как социальная работа носит во многом междисциплинарный характер, используя социологические, экономические, педагогические, юридические, экологические, исторические и другие знания.

Профессия социального работника зависит от уровня и глубины познания, применения научных методов исследования социальных проблем. Вместе с тем, социальный работник, занятый научным исследованием, пытающийся с помощью научных методов объяснить суть и эффективность своей практики, должен руководствоваться общими принципами научной деятельности:

-      предпринимая исследование, необходимо тщательно взвешивать его возможные последствия для людей;

-      необходимо получить добровольное, сознательное согласие участников, удостовериться, что индивиду не грозят санкции или наказания

1 Павлов И.П. Полн. собр. соч. - М., 1952. - С. 26.

в случае отказа от участия, неукоснительно соблюдать личные права и достоинства участников;

-      необходимо гарантировать защиту участников исследования от несанкционированного физического или психологического дискомфорта, страданий, вреда, опасности или ущерба;

-      характеризуя оказанные услуги или отдельные случаи оказания социальных услуг, обсуждение должно проводиться только в координатах профессиональных обязанностей социального работника и только с лицами, которые непосредственно и в силу своей профессии имеют к этому отношение;

-      необходимо гарантировать конфиденциальность полученной информации об участниках в ходе проводимых исследований;

-      исследователь должен ставить себе в заслугу только ту работу, которая действительно им проделана в связи с научным исследованием, и отдавать должное вкладу, сделанному другими лицами.

Роль того или иного метода в каждом случае обусловливается рядом факторов: 1) целью и характером задач, решаемых в ходе исследования; 2) наличием материально-технической и источниковедческой базы, на основании которой ведется исследование; 3) состоянием знаний по той или иной проблеме, квалификацией и опытом исследователя или практического работника.