Технология социальной работы - Теория социального управления

Теория социального управления

использует общенаучные, конкретно-научные методы познания, специфические методы сбора, анализа и обобщения информации о взаимодействии интересов субъекта и объекта управления. Эти методы включают специализированные способы анкетирования, интервьюирования, анализа статистических данных, получение экспертных оценок, исследование содержания управленческих функций, структур управления, управленческих групп и социальной обусловленности их действий.

Можно в связи с этим выделить два понятия управления: методологическое (содержательное) и процессуальное (технологическое). Первое из них показывает место управления в жизнедеятельности общества, его возможности (обусловленные естественно-историческими закономерностями, отношениями и механизмами управления) и характер общественных интересов. Второе понятие характеризуется технологически - в виде набора функций и процедур.

Еще в начале века А.А. Богданов выступил с идеей создания всеобщей организационной науки - тектологии. Ее особенность (как всеобщей организационно-технологической науки) состояла в том, что было дано общее описание весьма разнообразных процессов возникновения и распада организаций. Идеи А.А. Богданова оказали влияние на развитие многих исследований.1

Интересно отметить, что в работах 50-60-х гг. при описании управления в обществе фигурирует только термин «управление» (Н. Винер,

1 Богданов А. Всеобщая организационная наука (тектология). - Л., 1920. - С. 126.

О. Ленге, Г. Клаус, Б.В. Бирюков, И.И. Болтников, К.К. Вавилов,
К.И. Варламов), и лишь в 70-е гг. появляется термин «социальное
управление»       (В.Г. Афанасьев,     Ю.А. Тихомиров,     Т.В. Керимова,

П.Н. Лебедев, А.М. Омаров, Г.И. Петров, Л.Н. Суворов). Необходимо подчеркнуть, что социальное управление неразрывно связывалось с социальными процессами.

В отечественной науке исследования в области организационных методов заметно отставали от исследований в области экономических и социально-психологических методов управления. Анализ вышедших работ, посвященных методам управления, показал, что литература по экономическим методам составляет примерно 85%, социально-психологическим - 14%, организационным - всего 1%.

В современной России практически нет достаточно глубоких исследований о роли и значении управленческих технологий в области социальной защиты населения, хотя в настоящий момент они крайне необходимы. Поэтому имеющийся богатый теоретический и эмпирический материал в области социального управления должен быть направлен на развитие технологий социальной защиты и социального обслуживания населения. Организационно-управленческие недостатки не могут быть полностью компенсированы ни экономическими, ни социальными, ни психологическими средствами.

Основываясь на изучении работ по теории организации, теории управления производством, праксиологии, можно дать следующее определение организационных методов управления. Это способы, приемы, с помощью которых создаются разнообразные социальные системы, обеспечивающие определенный уровень (качество) их организованности, и осуществляется организационное воздействие на систему, ее части и элементы для достижения поставленных целей.