Технология социальной работы - Тесты

Тесты

являются специализированными методами диагностического обследования, применяя которые, можно получать количественную или качественную характеристику изучаемого явления. В отличие от других методов, они предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Существуют варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Тест-опросник - тщательно продуманные и проверенные вопросы, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого.

Тест-задание - оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии или отсутствии степени развития у него изучаемого качества.

Положительная сторона тестов состоит в том, что они могут применяться к категориям населения, различающимся по возрасту, культуре, профессии, жизненному опыту и т.д. Недостаток их в том, что испытуемый по желанию может сознательно влиять на результаты, зная механизм теста.

В этих случаях применяется тест-проектирование. Создается определенный тип проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим. Этот тест требует повышенного интеллектуального уровня как от испытуемого, так и высокой профессиональной квалификации со стороны самого диагноста.

Биографический метод - способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографический метод основан на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми, направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев      развития      личности,      на      переструктурирование      пространственновременной организации и деловой, семейной, духовной жизни в условиях конкретной природной и социальной среды.

Существуют и другие методы социальной экспертизы: метод фокус-групп, ситуационный анализ, создание сценариев, метод "Делфи", "док-ладная записка", методы активизации инновационных решений, методы обработки данных, логические методы, контент-анализ, метод "репер-туарных решеток", выявление семантического пространства и др.

Если в своей диагностике социальный работник обращается лишь к проявлениям индивидуально-психологических особенностей того или иного клиента и этим ограничивается, то получаемый таким способом психологический "портрет" представляется несколько искаженным, не учитывающим внутреннее состояние личности, влияние социальной среды. К внутренним факторам диагностики относят здоровье, индивидуальные особенности, социальные аспекты; к внешним - диагностику социума, семьи, производственного коллектива, внешкольных учреждений, средств массовой информации и др.

Социальная диагностика - это область социальных знаний, связанных с разработкой методологии и методики для точной оценки свойств, состояний или уровня социального развития, достигнутого индивидом или группой. В качестве объекта диагностической оценки может выступать практически все, начиная от ощущений отдельно взятого человека, взаимодействия людей, групп в определенном социуме, до анализа социальных институтов, влияющих на развитие человека или человечества.

Реалистическая оценка и диагноз служат основой для принятия решений. Необходимо понимать природу социальных потребностей клиента, их причины, мотивацию и возможности подопечного. На основе правильно поставленного диагноза социальный работник выносит суждение о том, что следует изменить, поддержать или укрепить в отношениях между индивидом, группой и окружающей средой. Необходимо также выяснить, что привело к возникновению данной ситуации. Социальный работник должен сделать выводы из полученных результатов и соотнести их с предложениями об оказании возможной помощи.

Итак, социальная диагностика - особая, достаточно сложная область профессиональной деятельности, требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен владеть профессионал в этой области, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что социальную диагностику необходимо рассматривать как особую технологию в деятельности социального работника. Без знания диагностических технологий профессия социального работника будет неполноценна и чрезмерно зависима от субъективности специалиста.

Вопросы для самоконтроля

1.     Что означает «диагностика» и в каких значениях данный термин используется в современной социальной работе?

2.     Задачи и область применения социальной диагностики.

3.     Требования, предъявляемые к современным методам социальной диагностики. Технология социодиагностики.

4.     Назовите и дайте оценку основным методам социальной диагностики.