Технология социальной работы - Центры социального обслуживания

Центры социального обслуживания

обеспечивают поддержку досуговой и посильной общественной деятельности пожилых, способствуют проведению     образовательно-просветительной     и     физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.

Остается достаточно высокой потребность социального обслуживания в стационарных условиях.

Сеть стационарных учреждений социального обслуживания в перспективе должна не только расширяться, но и видоизменяться. Преобладающие в настоящее время традиционные, многоместные дома-интернаты постепенно должны быть заменены стационарами других типов.

Опережающее развитие должны получить геронтологические и ге-ронтопсихиатрические центры, где будут применяться достижения медицинской и социальной геронтологии; дома-интернаты малой вместимости, отделения милосердия; социальные учреждения терминального ухода (типа хосписов), а также дома ночного пребывания и другие учреждения для лиц без определенного места жительства, нетрудоспособных беженцев и вынужденных переселенцев.

Необходимо также совершенствовать социальное обслуживание пожилых людей в сельской местности. Уже появляются учреждения временного (на осенне-зимний период) пребывания, которые позволяют оказывать поддержку одиноким пожилым людям, испытывающим проблемы в самообслуживании. Такие учреждения могут облегчить социально-психологическую адаптацию к постоянному проживанию в стационарных учреждениях.

Развитие сети стационарных учреждений требует значительных финансовых и материальных затрат, что предопределяет появление стационарных учреждений на основе различных форм собственности (государственной, муниципальной, смешанной, государственно-частной). Различия в имущественном положении пожилых граждан - фактор, подлежащий обязательному учету при оптимизации сети стационарных учреждений и предоставляемых на их базе услуг.

Достоинства стационаров и преимущества нестационарных учреждений присущи специальным жилым домам с комплексом служб социально-бытового назначения, значимость которых для одиноко проживающих пожилых людей, пожилых супружеских пар в дальнейшем должна повыситься.

Накапливается опыт заключения договорных отношений с одинокими пожилыми на пожизненное содержание и предоставление услуг в обмен на добровольную передачу ими жилой площади государству, городу, негосударственной структуре, частному лицу. В условиях мини-стационаров или «стационаров на дому» достигается адресность и высокое качество предоставляемых услуг. При совершении сделок с жильем постепенно формируется широкое партнерство нового типа в интересах пожилых.

Как мера переходного периода обоснованным является наличие в ведении органов социальной защиты населения социальных аптек, социальных больниц (коек), лечебно-оздоровительных учреждений (отделений).

Существенно улучшить положение клиентов социальных служб позволит гуманизация подхода к социальному обслуживанию пожилых, что подразумевает:

- введение гарантированного государством минимума предоставляемых пожилым людям социальных услуг с тем, чтобы поддержать гарантированный уровень безопасности, комфортности жизнедеятельности в пожилом и престарелом возрасте; обеспечить пожилым гражданам благоприятные условия для реализации их прав и законных интересов, участия в общественной, экономической, культурной и духовной жизни; обеспечить защиту граждан пожилого возраста от недобросовестных или противоправных действий в сфере социальной защиты и обслуживания;

-      недопущение отказа со стороны государственных социальных служб в предоставлении гарантированных социальных услуг по каким бы то ни было мотивам, в том числе по причине хронических инфекционных заболеваний, туберкулеза, венерических, психических заболеваний, алкоголизма, токсикоманий;

-      уважение выбора граждан и предоставление возможностей для реализации клиентом права на альтернативное решение (выбор государственного или частного учреждения, получение услуг на постоянной или временной основе, бесплатного или за плату, выбор закрепленного социального работника) путем реформирования сети учреждений социального обслуживания и коренного улучшения качества предоставляемых услуг;

-      учет национально-культурных различий, мировоззренческих взглядов и религиозных воззрений клиентов социальных служб путем индивидуализации социального обслуживания.

Таким образом, организация социального обслуживания пожилых нацелена на обеспечение им безопасной старости через снижение воздействия факторов социального риска и максимально возможную степень реализации социальных гарантий в сочетании с предоставлением широкого спектра услуг в области профилактики и развития, чтобы пожилые могли как можно дольше сохранять социальный тонус и привычный образ жизни, оставаясь активными и полезными членами общества.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем характерен социальный статус пожилых людей?

2. Принципы ООН в отношении пожилых людей.

3.  Основное содержание концепции социальной защиты нетрудоспособных граждан.

4.  Методы социальной работы с пожилыми гражданами.