Технология социальной работы - уклонение от военной службы

уклонение от военной службы

Актуальность проблемы объясняется изменением главных признаков и особенностей уклонений от военной службы допризывной и армейской молодежи. Их качественными характеристиками стали ухудшающееся здоровье молодых людей и усугубляющийся дефицит физически годных к службе (сегодня каждый третий юноша призывного возраста освобождается от службы по состоянию здоровья, для сравнения -в 1985 году - только каждый двадцатый); снижение образовательного уровня (полное среднее образование имеют 70%, около 20% - неполное среднее, и как итог: юноши, имеющие 3-ю и 4-ю категорию профпригодности и условно непригодные для подготовки по тем или иным специальностям, составили 40%); ежегодно на 10-15% сокращается количество прошедших допризывную подготовку до службы в армии и др.2

Как представляется, подобные тенденции формируют соответствующие целевые установки и ценностные ориентации военнослужащих по призыву: 90% осеннего призыва 1995 г. не хотели служить в армии; 64% регулярно употребляли спиртные напитки; 2% - наркотики; 2% -совершали суицидальные попытки; 60% молодых воинов хотели бы хорошо заработать в армии и придать воинской деятельности "предпринимательский" характер.3 Для сравнения целесообразно привести следующий выявленный факт: лишь 15% опрошенных сержантов и солдат экспериментальных частей и подразделений выразили готовность защищать свое государство и народ, честно выполнять воинский долг. Как показывает практика, все в большей степени стали призываться молодые люди с установками на уклонение от военной службы, для работы с которыми не всегда является приемлемой прежняя формула даль-1 Красная звезда - 1997 - 15 января.

2 Там же.

3 Ориентир - 1996. - № 2. - С. 31.

нейшего углубления и совершенствования воспитательного процесса. Поэтому актуальным является вывод о том, что концепция современного армейского воспитания должна предусматривать профилактику, перевоспитание и поиск новых превентивных форм и методов работы офицерского состава.

Анализ содержания, организации и методики профилактической деятельности среди офицеров показал незнание воспитателями процесса предупреждения и преодоления различных уклонений от военной службы; низкую педагогическую и психологическую культуру; недостаточную подготовленность к профилактической деятельности; отсутствие уверенности и оптимизма в исправлении уклоняющихся от службы воспитанников; слабый уровень информированности и обученности основам превентивной педагогики и др. Основными причинами данных негативных тенденций профилактической деятельности офицеров были недостаточная научная разработанность теории и практики предупреждения и преодоления уклонений от военной службы, а также невостребованность воспитателями научных и практических разработок данной проблемы, низкая специальная подготовка офицеров к профилактической деятельности в частях и др.

Необходимость углубления теоретической разработки и практического решения вопросов предупреждения и преодоления уклонений от службы военнослужащих в частях и подразделениях, вызывается возросшими трудностями, а иногда и растерянностью офицеров и сержантов, осуществляющих профилактическую и перевоспитательную деятельность с трудными воспитанниками.

Историко-педагогический анализ проблемы предупреждения уклонений от военной службы помог выявить и изучить теорию и практику процесса педагогической профилактики данного вида отклоняющегося поведения военнослужащих в разные исторические периоды, что позволило проследить генезис данной научной и практической проблемы, определить ее основные положительные и негативные тенденции.

Как отмечалось, проблемы предупреждения уклонений от военной
службы допризывной и армейской молодежи имеют глубокие историче
ские корни, так как комплекс порождающих их причин довольно мно
гообразен. Для понимания сущности и специфики процесса педагогиче
ской профилактики уклонений от военной службы, как показала прак
тика и опытно-экспериментальная работа, важное значение имеет зна
ние причинно-факторных групп. К ним целесообразно отнести:
а) социально-демографические причины: возраст допризывной и армей
ской молодежи, повышение их криминогенной направленности и ак
тивности; место и роль молодежи в системе общественного труда, про
изводства и социальной структуры общества; образовательный и про
фессиональный уровень; процесс урбанизации; перемещение молодежи
в крупные города и др.; б) социокультурные причины: душевой доход,
жилищные условия, культурные ценности, проведение свободного вре
мени, социальная активность и др.; в) социально-педагогические при
чины: недостатки воспитания в семье, школе, ПТУ, техникумах и др.;
негативные влияния бесцельного времяпровождения, участие в группах
криминальной направленности; влияние различных проявлений само
разрушений личности и самонаправленной жестокости; отсутствие во
енно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молоде
жи; отрицательное влияние многих средств массовой информации и др.;
г) психологические причины: возрастные сложности развития и форми
рования    личности,    отрицательные    проявления    индивидуально-
психологических особенностей военнослужащих, различные отступле
ния от уставной организации службы и деятельности, низкий уровень
воспитательных мероприятий, недостатки в организации культурно-
досуговой и спортивной работы и др.

Анализ изученной психолого-педагогической литературы позволяет дать психолого-педагогическую характеристику предупреждению уклонений от военной службы у солдат и сержантов как единого, целостного и специфического социально-педагогического процесса, определить его место в  общей  военно-педагогической  системе, выявить связи с  ее основными частями, и в первую очередь с воспитанием, самовоспитанием и перевоспитанием. Под педагогической профилактикой или предупреждением различных уклонений от военной службы солдат и сержантов понимается целеустремленный процесс профилактических воздействий и взаимодействия воспитателей и воспитуемых, направленный на устранение причин и условий уклоняющегося поведения и его видов, а также определение путей преодоления уклонений от военной службы в частях и подразделениях. Являясь относительно самостоятельным процессом, педагогическая профилактика имеет свою структуру, которая предполагает наличие его субъекта и объекта, четко поставленных целей, задач и функций, противоречий, принципов, методов и форм реализации, а также условий, влияющих на его результативность.

В решении профилактических задач особое внимание уделялось диагностированию и прогнозированию уклонений от военной службы солдат и сержантов в части. Диагностирование и прогнозирование уклоняющегося поведения осуществлялись путями организационно-методической подготовки офицеров, психолого-педагогического изучения личности групп "риска" и превентивной деятельности офицеров с ними, постановки окончательного диагноза и выдвижения прогноза на уклонение от военной службы и др.

При научном выявлении и анализе причинно-факторного комплекса уклонений от военной службы допризывной и армейской молодежи необходимо учитывать следующие факторы: что проблемы трудного детства, юношества и взрослости вечны; что спектр порождающих их причин и обстоятельств сложен и многообразен; что ни одна отдельно взятая причина не может привести к отрицательным изменениям в сознании и службе воина, а склонным к уклонению от военной службы он становится под воздействием совокупности социально-экономических, политических, правовых, психологических и педагогических причин; что основные причины, продуцирующие формирование и развитие различных видов уклонений, проявляются у допризывной молодежи до службы   в   армии,   в   ее   процессе   существуют   условия   и   обязательства,

способствующие уклонениям от военной службы у солдат и сержантов по призыву.

В процессе исследования организации, содержания и методики профилактики трудных военнослужащих необходимо учитывать следующие позиции: а) профилактика не может быть правильно понята и организована в отрыве от общей системы воспитательных влияний на воинов; она дополняет воспитание и перевоспитание, решает специфические задачи по искоренению уклонений от военной службы; б) профилактику нельзя сводить к отдельным мерам, необходим системный подход к предупредительным воздействиям офицеров, сержантов и активистов; в) профилактическая деятельность предполагает педагогическую типизацию групп "риска" воспитанников с негативной направленностью к военной службе, воспитанников, склонных к уклонениям от военной службы, и воспитанников, уклоняющихся от военной службы; г) профилактика результативна в тех случаях, когда опирается на обоснованные организационные методики профилактических воздействий на них и др.

Итак, как показывает реальная практика, система социальной работы еще не стала областью профессиональной деятельности, в которой широко применяются профилактические методы воздействия на клиентов. Причины здесь во многом кроются в том, что объективные (экономика, политика, социальная сфера и т.д.) и субъективные (уровень знаний, кадры) факторы не всегда способствуют развитию системы профилактических мероприятий. Однако знание социальной технологии во многом способствует становлению профессии социальной работы, повышает ее эффективность.

Вопросы для обсуждения

1.     Раскройте сущность и содержание социальной профилактики.

2.     Назовите основные методы социально-профилактической работы.

3.     Какие технологии социальной работы применяются в профилактике различных групп населения? Раскройте и приведите примеры.