Управление - явление социальное
. Любое общество нуждается в управлении людьми, социальными группами, корректировании их поведения, и это является условием нормального функционирования. На определенном этапе развития общества в связи с возникновением
кооперации и разделения труда неизбежно возникает особая отрасль деятельности - управленческая.
Менеджмент как система знаний имел в своем развитии несколько направлений. Первое направление - развитие теории организационного управления - получило название «классической», или «традиционной», школы. Многие компоненты этого направления играют и сейчас важную роль. Недооценка человеческого фактора, упрощенное представление о мотивах человеческого поведения, имеющие место в «традицион-ной» школе, вызвали к жизни второе направление в теории управления -это школа «человеческих отношений», или «человеческого поведения». Особое внимание в этой технологии управления уделяется психологическим мотивам поведения людей в процессе производства, рассматриваются такие категории, как «групповые отношения», «групповые нор-мы», «проблемы конфликта и сотрудничества», «коммуникационные барьеры», «неформальная организация» и др. Таким образом, в теорию управления вводятся социально-поведенческие элементы в интегрированном виде.
Третья школа - это так называемая «эмпирическая». Она включает исследователей, которые определяют управление прежде всего как изучение практического опыта с целью его обобщения, тиражирования и передачи практикам, студентам и т.д. Представители этой школы пытаются синтезировать основные идеи школ «классической» и «человече-ских отношений».
Четвертое направление теории организации управления - школа «со-циальных систем», которая разрабатывает системный подход к вопросам организации управления, обращает преимущественное внимание на взаимодействие частей системы с целым. Представители этой школы занимаются исследованиями организации как целого, моделируя организационные процессы и их сочетания друг с другом, благоприятные для достижения цели, стоящей перед организацией.
Пятое направление образует новая школа «науки управления». Ее представители считают важнейшей целью исследование процессов
принятия решений с применением новейших математических методов и средств. Эта школа ставит перед собой задачу повышения рациональности решений, к ней также можно отнести большое число исследователей, принимающих участие в разработке различных управляющих и прогнозирующих систем.
Этот краткий и далеко не полный перечень основных теорий управления показывает междисциплинарный характер знаний, на основе которых могут быть развиты принципы административной практики. Вместе с тем эти теории не всегда могут быть адаптированы к отечественной системе управления, так как здесь необходимо учитывать уровень жизни, традиции, приоритеты и возможности в развитии системы социальной защиты и т.д.
В настоящее время все больший интерес вызывает теория управленческого поведения, рассматривающая сходство и различия в поведении мужчин и женщин. Для России, на наш взгляд, эта проблема весьма актуальна, ведь среди социальных работников подавляющее большинство — женщины, как и в других сферах социальной деятельности: в медицине, например, в России 80% составляют женщины (в США, наоборот, только 20% женщин работают врачами), такая же картина в педагогической деятельности и т.д. По мнению американского ученого Р. Кантера, установки, убеждения и поведение являются функцией организационных и иерархических структур, а не половых различий. Моральное состояние, степень удовлетворенности сотрудников и продуктивности подразделений организации зависят от уровня власти и возможностей, которые открываются перед людьми с учетом их половых различий. Как правило, женщины занимают более низкие позиции в организационной иерархии и обладают меньшей властью и меньшими возможностями для продвижения по службе. В значительной степени их поведение является следствием их социального статуса.
Идеи Кантера повлияли на ряд исследователей, изучающих социальные службы. Так, Р. Норман и А. Манкуско отмечают, что управление традиционно считается рациональным и ориентированным на достижение целей, а следовательно, - мужским делом, даже для тех профессий, где преобладают женщины. Разница между мужчинами и женщинами проявляется и в том, что женщины больше внимания уделяют межличностным отношениям, участию в принятии решений, планированию непредусмотренных обстоятельств и коллективному руководству.
Отмечается предпочтительность женщин для горизонтальных и матричных, а не вертикальных структур, равно как и их стремление к принятию решений на коллегиальных и согласительных началах.
Одним из частных проявлений общего процесса технологизации социальной деятельности является технологизация управления. В ней отражаются практически все проблемы, возникающие при внедрении социальных технологий в общественную практику. Как правило, технологии создаются не для уникальных видов деятельности, а для многократно повторяющихся. Необходимо также учесть, что продуманная разработка социальных технологий начинается в сфере управления и только потом распространяется на другие виды человеческой деятельности. По существу, социальные технологии - результат развития технологии управления. Сегодня они являются важнейшим направлением развития системы социальной защиты населения.
Отсюда потребность в технологиях, во-первых, направленных на социальную защиту той части населения, которой особенно трудно приспособиться к новым социально-экономическим условиям; во-вторых, -в технологиях самоорганизации и новых технологиях обучения, позволяющих с минимальными затратами времени и сил повысить уровень своей подготовки в новых сферах деятельности. Таким образом, введение термина «социальная технология управления» преследует три цели:
- добиться еще большей стандартизации отдельных (структурных) этапов процесса управления;
- обеспечить возможность применения целесообразной последовательности в управленческой деятельности;
- достичь быстрого и крупномасштабного “тиражирования” новых
видов деятельности, эффективных технологий в социальной сфере.
В целом же, технологизация - это технологическое совершенствование управления. А управление общественными процессами - это сознательное и целенаправленное воздействие субъекта на объективно существующие общественные отношения и процессы. Это “искусство знать точно, как предстоит сделать это самым лучшим и дешевым способом”.1
Может быть предложена следующая принципиальная блок-схема технологии управления.
Схема 1
1 Симонов П.Ф. Научные методы организации промышленности труда. - М. - Л., 1925. - С. 22.
Одна из главных социальных потребностей современного общества - совершенствование системы организации управления, обусловленное необходимостью в кратчайшие сроки преодолеть экономический кризис, а значит, улучшить качество жизни и психолого-нравственную стабильность людей. Для того чтобы определить путь достижения поставленной цели, выявить проблемы, возникающие при этом, и наметить способы их решения, необходимо выяснить особенности процессов управления на этапе перехода к новым экономическим отношениям.
Управление в обществе - это воздействие на социальное поведение, на трудовую (социальную) деятельность не только отдельного человека, коллектива людей, но и в целом на общество. Управление социальными процессами в обществе всегда целенаправленно и предполагает достижение осознанных целей и задач с помощью соответствующих средств и методов, определенная совокупность которых и может быть названа технологиями.
Цивилизованность общества во многом определяется уровнем культуры управления, которая включает в себя научные знания о характере управления и его принципах, практический опыт организации людей, координацию их действий с целью повышения их эффективности. ХХI столетие будет веком «сознательной технологии», когда люди будут использовать технологии для того, чтобы укрепить собственное тело и стимулировать умственные способности, и когда технологии будут все больше принимать человеческие качества.1