Зарубежный опыт социальной работы - 3.3.3. Социальная работа в системе правоохранительных органов

3.3.3. Социальная работа в системе правоохранительных органов

Эта сфера, по мнению авторов, традиционно привлекает внимание социальных работников, хотя и вызывает в их среде многочисленные дискуссии относительно роли социальной работы в вопросах охраны правопорядка, социального контроля и надзора. Многие социальные работники считают этически недопустимым для себя заниматься вопросами, в какойто мере ущемляющими социальные права личности. Тем не менее, любой социальный работник, который должен в силу своих служебных обязанностей иметь дело с условно осужденными или работать в местах заключения или в исправительных учреждениях, так или иначе функционально связан с социальным контролем.

Как правило, в большинстве развитых стран социальные работники являются штатными сотрудниками пенитенциарных учреждений, занимаясь в основном консультированием заключенных, а также их адаптацией к жизни в изоляции от общества. Некоторые специалисты занимаются психиатрией и выполняют обязанности медицинских работников в тюремных медицинских службах. В США, Великобритании, Швеции и других странах специалисты, получившие образование в области социальной работы, занимают руководящие административные должности в пенитенциарных учреждениях.

Особое внимание социальные работники уделяют заключенным, которым предстоит скоро выйти на свободу, они контактируют с семьей заключенного, его родными, используют другие социальные ресурсы, чтобы помочь человеку легче адаптироваться к жизни в обществе.

Многие социальные работники используют в пенитенциарных учреждениях системную модель социальной работы, предусматривающую целенаправленные действия в отношении, как самих заключенных, так и тюремного персонала, который часто не имеет социальных знаний и навыков гуманных межличностных отношений с заключенными.

По мнению отечественных авторов, представляет интерес международный опыт социальной работы в следственных органах. Здесь задача социального работника – помочь следствию подготовить необходимые документы для судебных инстанций, поэтому он должен обладать специфическими знаниями, навыками и умениями, уметь интервьюировать, четко обозначить проблему и грамотно и логично излагать свое заключение. Социальный работник должен профессио

нально оценить поведение подследственного с точки зрения его потенциальной опасности для общества и для личности, дать научно аргументированный прогноз относительно возможности рецидива преступных действий. Подготовка профессионально грамотного заключения требует от социального работника знания уголовного законодательства и положений о пенитенциарных и исправительных учреждениях. В процессе своей деятельности социальный работник должен хо­рошо взвесить все аргументы «за» и «против», чтобы защитить интересы, как клиенты, так и об­щества.

Во многих странах в определенных случаях законом предусмотрено участие социального работника в судебном разбирательстве. В суде социальный работник выступает, как правило, в роли адвоката или защитника интересов клиента, чаще всего несовершеннолетних, инвалидов или пожилых людей. Характерной особенностью деятельности социального работника в судебных ор­ганах является то, что он не имеет права осуждать действия судей он обязан доверять судебным инстанциям и верить в справедливость судебной системы. В противном случае он вступает в про­тиворечие с Этическим кодексом своей профессии.

В Германии существуют службы судебной помощи молодежи, в составе которых действу­ют социальные работники. У них две задачи: оказывать помощь молодым правонарушителям по­сле выявления преступления, но до возбуждения производства по уголовному делу, и организация реабилитации подростков, в отношении которых суд не вынес решения о тюремном заключении.

Реализуя первую задачу, специалисты службы судебной помощи молодежи выясняют ус­ловия жизни подростка, особенности его личности, обстоятельства совершенного преступления и представляют эти данные в виде отчета прокурору и суду, они также предлагают меру наказания.

Вторая задача реализуется через комплекс различных мероприятий, как их называют в Германии «амбулаторных». Они заключаются в привлечении подростка к различным делам: рабо­те в домах престарелых, инвалидов, прохождение различных обучающих курсов. Распространены и такие виды помощи как индивидуальные беседы, помощь в трудоустройстве, в поисках жилья, помощь в налаживании отношений с родными и т.д.

В Северной Ирландии существует вариант социальной службы, объединяющий социаль­ную работу с правонарушителями и их семьями в судах, тюрьмах и в общине. Эта служба называ­ется Коллегия пробации. Основная должность офицер, который имеет команду из 45 человек. Основные обязанности состоят в следующем:

1.           изготовить отчеты об у с^ювиях жизни человека, предстающего ггеред судом по делам о^ не­совершеннолетних;

2.           надзирать над теми, кто проводит исправление (пробацию) или ограничен в правах по вьь __ ходе из учреждения;

3.           участвовать_в^работеобщиныпо созданию ipyim из нару1шггелей, рывших зшшюченных;

4.           обеспечить патронажной помощью все пегштенциарные учреждения^ помогая заключенным;

5.          jioмотать в становлении ji осуществлении проектов коммунальных служб для нарушите __
лей, которые приговорены к выполнению общественных работ бесплатно.
Социальная работа в правоохранительных органах относительно новая область деятель­
ности социальных работников и часто вызывает горячие споры среди специалистов, особенно, ко­
гда речь идет о соответствии работы в этой сфере этическим основам профессии.