Молодежь России: социологический портрет - Анализ характера социальной идентичности российской молодежи

Анализ характера социальной идентичности российской молодежи

Анализу характера социальной идентичности российской молодежи в возрасте 14-30 лет было посвящено общероссийское социологическое исследование, призванное дать эмпирическое описание состояния социализации и самореализации российской молодежи на основании эмпирических показателей.

Социальная структура выборочной совокупности - 2000 человек - основана на следующих статистических параметрах. Общая численность учащейся молодежи - 35,5% общей численности молодежи в возрасте 14-30 лет. В том числе: учащихся 8-11 классов - 18,4%, учащихся ПТУ, лицеев - 3,2%, студентов техникумов, колледжей - 4,5%, студентов вузов - 9,4%. Доля работающей молодежи 14-30 лет в составе молодежи соответствующего возраста следующая: сельская молодежь (без учета учащейся молодежи села) - 18%, рабочая молодежь - 20%, работники сферы услуг (без высшего образования) - 10%, представители технической интеллигенции (инженеры, техники, работники конструкторских бюро) - 4,7%, гуманитарной интеллигенции (учителя, преподаватели, врачи, журналисты, ученые) - 4,7%, профессиональные военные, сотрудники МВД и иных силовых структур - 4%, представители малого бизнеса - 2,6%.

•     структуру ценностных предпочтений молодых людей и видение ими возможностей для формирования своей карьерной траектории;

•     наличие у молодых людей идеалов, образцов для подражания (кумиров) в сфере культуры, спорта, науки, бизнеса, политики;

•     характер оценки молодежью успешности реализации государственной молодежной политики;

•     мнение молодежи о возможностях и степени своей включенности в выработку основных принципов государственной молодежной политики в процессе ее реализации;

•     степень реальной и потенциальной общественной активности молодежи;

•     наличие патерналистских ожиданий в молодежной среде и степень самостоятельности в реализации своей жизненной траектории;

•     уровень патриотизма;

•     влияние современной информационно-коммуникационной среды на формирование социальной и гражданской позиции молодежи;

•     потребность и доступность для молодежи культурных благ;

•     уровень возможностей для самореализации молодых людей в профессии, степень дискриминации по уровню дохода;

•     предпосылки формирования общественных объединений молодых граждан;

•     отношение к бизнесу;

•     отношение к религии;

•     уровень толерантности в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений;

•     восприятие молодежью здорового образа жизни как ценности. Основной акцент в исследовании ставился на процессы социализации и самореализации молодежи.