• Главная
  • Учебная литература
  • Социология
  • Социология управления - Практический раздел - А.И. Кравченко

Социология управления - Практический раздел - А.И. Кравченко - СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие   ...................... 3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

История социологии менеджмента на Западе      3

Теория   рационализации     Ф.   Тейлора.............. 8

Административная теория А. Файоля ...............12

«Классическая» теория организаций ...............14

Концепция управления М. Фоллетт ..................18

Теория «человеческих отношений» Э. Мэйо ..............20

Иеррархическая теория лотребностей А. Маслоу ...........23

Днухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга ...........28

Теория стилей руководства Д. Макгрегора ..........33

Шкала лидерского поведения Р.Танненбаума и У. Шмидта ............36

Теория стилейруководства Р. Лайкерта ...............41

Концепция долговременной эффективности Р. Лайкерта ...........45

Теория эффективности организации Б. Басса .............47

Эмпирическая  школа:.Л. .Ньюмен.............. 49

Комплексный подход к управлению Г. Ливичта................................ 51

Школа социальных систем: Г. Саймон.............................................. 57

Системный подход к управлению       Эгциони........... 65

Развитие социологии управления в России    ............... 69

Развитие российской социологии управления в довоенный период.................................. 69

Формирование социологии управления в послевоенный период............................... ,.............................. 123

Развитие заводской социологии в России   .................

Развитие психотехники в 20 —30-е годы XX в................................ 145

Достоинства и недостатки психотехники........................................ 147

Послевоенный этап заводской социологии...................................... 149

Академическая и заводская социология: статуе и структура. ..............153

Сравнение двух этапов развития заводской социологии....... 156

Прикладная социология и рыночные отношения................... 157

Предметная сфера социологии управления          

Предмет социологии управления.............................................. 163

Основные понятия общей социологии..................................... 165

Социальная природа управления.............................................. 168

Отличие управления от менеджмента...................................... 172

Социология управления и социология менеджмента............. 176

Экзистенциальные условия существования менеджера......... 183

Институциональный взгляд на менеджмент........................... 189

Управленческие революции...................................................... 198

Универсально-исторические Vзаконы иерархии       216

Универсально-исторические законы у М. Вебера................... 216

Социальная иерархия.................................................................. 221

Социальные законы иерархии................................................... 224

Экономические ресурсы и социальные блга.......................... 230

Качество управленческих решений.......................................... 236

Власть и ответственность........................................................... 240

Иерархия как система социальных фильтров.......................... 245

Механизм вознаграждения......................................................... 255

Феномен мотивации................................................................... 258

Власть и социальный контроль......... 285

Социальная природа власти....................................................... 285

Психологические концепции власти.................. ,.................... 295

Уравнение социального контроля............................................. 319

Элементы социального контроля.............................................. 320

Социальные нормы..................................................................... 322

Социальные санкции.................................................................. 325

Агенты формального и неформального контроля ....:............. 328

Соблюдение норм........................................................................ 330

Бюрократия, чиновничество, номенклатура

Определение и социологическое понимание бюрократии.... 336

Бюрократ, бюрократизация и бюрократизм............................. 352

Этикетно-ритуальные формы чинопочитания......................... 358

Вознаграждение и одаривание.................................................. 363

Железный закон олигархии.......................... :............................ 365

Цивилизационный аспект: восточная и западная бюрократии.....................368

Номенклатура и бюрократия...................................................... 375 1

Мафия и бюрократия....................................................................... 381

Закрытая группа и бюрократия..................................................... 387

Социальное и организационное пространство      .................  399

Вводные замечания............. ,.......................................................... 399

Представление о социальном пространстве..................................... .400

Соотношение понятий «управление» и «социальная организация»........................................................... 405

Управленческая пирамида как объект исследования....................... .410

Константы социальной организации............................................... 411

Типология организаций: социологические подходы....................... .421

Формальная и неформальная организации...................................... .431

Организационное пространство..................................................... .436

Структура управления..................................................................... 440

Организационная структура........................................................... .444

Жизненный цикл организационной структуры.............................. .460

Законы и модели организационного поведения          .462

Организационное поведение.......................................................... .462

Иерархические законы поведения и психология подполья.................................................................. .466

Механизм достижительной мотивации............................................ 469

Воля к власти............................................................................... 473

Значение средних постов в иерархии............................................. .475

Ролевые модели поведения в организации..................................... .480

Служебная карьера......................................................................... .487

Конфликтная вертикаль.................................................................. .492

Конфликты по поводу власти.......................................................... 499

Каналы вертикальной мобильности.... 505

Формальная и реальная квалификация............................................. 505

Общественные и профессиональные каналы восхождения....................................................................... 510

Закон Файоля и принцип Питера.................................................... 519

Социальные лифты организации..................................................... 521

Власть, авторитет и лидерство............ .525

Сила, власть, авторитет................................................................... 525

Авторитет и власть.......................................................................... 530

Вектор власти и вектор авторитета.................................................. 535

Локус контроля и подбор лидеров................................................... 540

Типология и функции лидерства..................................................... 546

Лидерство в институциональном контексте..................................... 563

Групповой контекст лидерства........................................................ 566

Значение корпоративной (организационной) культуры..................................................... 573

Корпоративная культура: определение и структура............... 575

Содержание корпоративной культуры..................................... 581

Основные типы корпоративных культур................................. 585

Формирование организационной культуры.... ,....................... 589

Поддержание организационной культуры............................... 599

Изменение организационной культуры................................... 601

Влияние культуры на организационную эффективность....... 607

Управление организационной культурой................................ 615

Влияние на организационную культуру этнонациональных факторов            616

Тендерные аспекты управления..................

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Прикладные социологические исследования   648

Прикладная и академическая социология................................ 648

Социальное и социологическое исследование........................ 654

Специфика прикладного социологического исследования........................... 657

Прикладные социальные исследования за рубежом............... 660

Социальное управление в широком смысле............................ 670

Исследование социальных резервов......................................... 677

Социальное планирование......................................................... 686

Отечественные социальные технологии.................................. 701

Методология практического внедрения................................... 703

Концепция управления персоналом     707

История кадрового менеджмента......................................... 708

Первые службы управления персоналом........................... 716

Современный этап развития кадрового менеджмента.... .722

Теоретическиеподходы к управлению персоналом....... .726

Кадровый менеджмент:смена парадигм............................ 735

Концептуальная матрица управления персоналом......... .742

Современные представления о службах управления персоналом.......................................................... 749

Модели кадрового менеджмента......................................... .756

Кадровая политика организации: понятие, типы, этапы построения.................................... .762

Деятельность по управлению персоналом современной  организации........... 767

Планирование человеческих ресурсов организации........................ .769

Профессиональная ориентация и социальная адаптация работников...........776

Оценка деятельности работников ............780

Аттестация персонала ............784 .

Обучение персонала ..........787

Планирование карьеры ................791

Развитие социальной среды организации и повышение качества трудовой жизни ...............795

Профессиональный отбор: технологии и процедуры 800 Стадии, предшествующие процессу отбора, и их функции................802

Критерии отбора, наиболее часто используемые работодателям ...............806

Надежность и палидность процедур отбора ...............808

Стадии процесса отбора

Профессиональный отбор: технологии и процедуры .......800

Стадии, предшествующие процессу отбора, и их функции.............802

Критерии отбора, наиболее часто используемые работодателям и 806

Надежность и палидность процедур отбора ...........................808

Стадии  процесса отбора......... 871

Компрактика коммуникативного менеджмента...................................... 884

Процессы принятия решений........................................................... 896

Современные направления организационного менеджмента.................

Стратегический менеджмент ..........................905

Инновационный менеджмент.......................................................... 923

Управление качеством..................................................................... 936

Корпоративный менеджмент........................................................... 947

Управление проектами............................................................... 958

Антикризисное управление....................................................... 967

Тренинги и центры оценки персонала ....................974

Определение, история и функции тренинга............................ 974

Виды тренинговых техник......................................................... 977

Методика и технология тренинга.............................................. 981

Оценка    эффективности  тренинга..................... 985

Бизнес-тренинг............................................................................ 987

Тренинги личностного роста..................................................... 993

Центры оценки персонала.......................................................... 995

Деловые игры в сфере управления.........

Определение и компоненты деловой игры............................ 1005

Отличительные особенности деловых игр............... 1009

Принципы построения деловых игр....................................... 1011

Типология деловых  игр.............................. 1013

Имитационные и репрезентационные игры..............1021

Организационно-деятельностные и инновационные игры............. 1025

Ансамблевые деловые игры..................................................... 1035

Применение тестов в управлении....

Методология тестирования...................................................... 1046

Классификация тестов........................................ ,.................... 1055

Социометрические процедуры................................................ 1061

Технология тестирования.................................................................

Компьютерное тестирование................................................... 1078

Комментарии............................................................................. 1083

Библиография  1122

 

Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2005. — 1136 с.